СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При работе в команде ключевым навыком, пожалуй, следует назвать эмоциональный интеллект – именно он поможет определить, куда двигаться дальше и как выстраивать коммуникации. Навык эмоционального интеллекта будет полезен в среде учителей, он позволит установить более тесное сотрудничество для обмена опытом и решения задач, стоящих перед школой и образованием в целом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – способность (навык) распознавать свои эмоции и контролировать их, а также читать эмоции других людей и адекватно отвечать на них. Важен при этом не только эмоциональный интеллект лидера коллектива, но и коллектива в целом. Именно развитый совместный ЭИ отличает эффективный коллектив от всех остальных. Почему так важен эмоциональный интеллект коллектива? Эмоциональный интеллект всей группы коллег определяет, куда будет двигаться коллектив, к каким целям стремиться, как будут проходить обсуждения проблем и поиск решений, с каким настроением будут приходить на встречи и педсоветы члены коллектива. Стоит отметить, что группа людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта необязательно будет и сама представлять собой коллектив с высоким совместным ЭИ. У каждого коллектива свой характер.
Индикаторы низкого уровня ЭИ в коллективе:
Члены коллектива не смотрят на того, кто выступает. Говорящий обычно смотрит «в никуда» либо на лидера; Члены коллектива легко отвлекаются на внешние раздражители, технологии и прочее; Члены коллектива постоянно перебивают друг друга; Когда кто-то делится своей идеей, а первая реакция коллектива – несогласие и скептицизм; Постоянно увеличиваются вопросы по организации собраний; Отдельные члены коллектива постоянно переводят обсуждение в другое русло, которые никак не соотносятся с повесткой собрания; Члены коллектива придираются к словам друг друга и постоянно атакуют позиции других; Один из членов коллектива может уйти среди собрания из-за несогласия, особого мнения или эмоционального состояния; Перекладывание вины за проблемы в организации на сторонние силы – родителей, администрацию, власти района; В обсуждениях часто затрагиваются сферы, на которые члены коллектива не могут повлиять; Личное мнение одного из членов коллектива воспринимается как правда (исптина).
Индикаторы высокого уровня ЭИ в коллективе:
Когда один из коллег выступает, он устанавливает зрительный контакт с остальными членами коллектива. Другие пересказывают идеи своими словами; Каждая новая идея вызывает любопытство у коллектива; Вы слышите комментарии вроде: «Я высказал все, что хотел. Теперь я хочу услышать мнение коллег на этот счет»; Члены коллектива проявляют эмпатию друг к другу и людям вне коллектива; Обсуждения сфокусированы на поиске решений; Члены коллектива стараются поддержать других, когда видят их плохое состояние; Члены коллектива дают обратную связь в конце обсуждения, чтобы уточнить, что все высказали свое мнение и определились с порядком действий; Юмор используется, чтобы разрядить ситуацию и повысить настроение коллектива и отдельных его членов; Каждый ищет и находит оптимистичные вещи в своей работе; Члены коллектива ценят вклад друг друга в общее дело. Какую еще пользу получает коллектив? Коллективы с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны следить за настроениями отдельно взятого коллеги и корректировать его по мере надобности. Такая «корректировка» может исходить не от лидера – в подобном коллективе каждый имеет право влиять на настроения, развитие диалога и взаимодействие между членами коллектива.
Как правило, такие «корректировки» члены коллектива воспринимают с пониманием и не чувствуют дискомфорта. Каждый член коллектива с высоким ЭИ приветствует размышления, наблюдения и предложения по улучшению рабочих процессов и взаимоотношениям внутри коллектива. Когда один из коллег начинает «тянуть» одеяло на себя, другой может сказать: «Хорошо, Александр! Мы поняли твой аргумент, ты считаешь такой подход верным и обязательно постараемся его внедрить. Мы рады услышать твое мнение, давай теперь узнаем, что могут добавить твои коллеги». В коллективе с высоким ЭИ Александр улыбнется, сядет на свое место и станет слушать мнения коллег.
Понятие об ЭИ и его развитие в коллективе может значительно улучшить обмен мнениями и упростить принятие решений. Однако цель его развития совсем не в том, чтобы все чувствовали себя хорошо и избегали конфликтов. Коллективу необходимо развивать ЭИ, чтобы вовлечь каждого в обсуждение и решение школьных и методических проблем.
© 2019, Федорова Марина Михайловна 306