СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
По требованиям ФГОС ООО, прежде всего школьников нужно научить учиться, самостоятельно добывать знания, извлекать нужную информацию из различных источников и т.д. Для этого необходимо проектировать урок по-новому, так, чтобы ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становился главным деятелем.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом и обеспечивает наличие следующих компонентов:
Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования. Основными компонентами овладения знаниями являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Из опыта преподавания своего предмета могу сказать, что для реализации системно-деятельностного подхода необходимо создавать проблемные ситуации, обращаться к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управлять поисковой деятельностью и обсуждать результаты с учениками.
Таким образом, одной из приоритетных задач образования является задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у меня, как думаю и у многих педагогов, на этапе подготовки они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Вопросы, которые я выдвигала для себя на первый план: как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из предложенных в учебнике целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые мы, учителя, реализующие ФГОС ООО, ставим перед собой.
На основе выводов аналитической деятельности я попыталась составить памятку учителям по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Изучив содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения», я сделала вывод, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в основной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Но основной формой обучения в средней школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем я как учитель имею дело ежедневно, это то, что мне понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрев его с позиции основных дидактических требований, я постараюсь раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Этап урока |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволила мне сделать следующий вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?
При помощи следующей таблицы мы сможем проанализировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Этапы урока |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики вносится при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Всем нам известно, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При проектировании урока отдаю предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Еще одним немаловажным аспектом обучения в соответствии требованиям Стандарта является обучение самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся. И делать это необходимо с первого класса.
Особого внимания заслуживает итоговое оценивание
Оно непосредственно зависит от
При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.
Проектируя урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, я максимально использую возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для средней школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока внимательно изучаю, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, можно использовать методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии, указанные в следующей таблице:
Требования к уроку комбинированного типа |
Формируемые универсальные учебные действия |
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Сообщение целей и задач |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Планирование |
Регулятивные планирования |
Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point) |
Практическая деятельность учащихся |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление контроля |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции |
Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов и т.д. |
Домашнее задание |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
© 2016, Вышинская Елизавета Марковна 1807