СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся переходит в учебно-исследовательскую деятельность дисциплины «Физика»
ГАПОУ ЮТАиС
Преподаватель Гончарова С.П.
В концепции модернизации российского образования современный образовательный процесс рассматривается, как процесс, ориентированный на развитие умственных способностей и самостоятельности студентов.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) также предусмотрено смещение центра тяжести в обучении с преподавания на учение, как самостоятельную деятельность обучающихся. Это проявляется в увеличении доли самостоятельной работы (до 50%) в рабочих учебных планах образовательных учреждений.
ФГОС определили задачи образовательного учреждения по подготовке современного специалиста, а значит и задачи преподавателя и одна из них:
- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления со стороны преподавателя.
Знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый обучающийся непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может.
Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность обучающихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый обучающийся использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого студента и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации.
На занятиях по физики, как и на занятиях по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ обучающиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Одним из видов самостоятельной работы студентов предусмотренных мной - является исследовательская работа.
Исследовательская деятельность - форма организации образовательного процесса, как мотивированной, самоорганизованной деятельности, обусловленная логикой научного исследования.
Целью исследовательской работы студентов является формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Благодаря исследовательской деятельности, развивается умение вникать в сущность проблемы, умение придерживаться логических правил, умение самостоятельно находить решения, умение строго оценивать свои и чужие мысли, умение менять способ решения, умение рассматривать проблему со всех сторон, умение находить рациональное решение проблемы.
Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: учебном (репродуктивная деятельность), учебно-исследовательском (частично поисковая деятельность) и научно-исследовательском (поисковая деятельность).
Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество студентов, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы).Ставится определенная задача перед студентом, которая без простейшего исследования невыполнима. Например:
В вашем распоряжении имеется только измерительная лента. Определите, какую начальную скорость вы можете сообщить небольшому кусочку стирательной резинки щелчком пальца.
В вашем распоряжении имеется цилиндрически сосуд с водой и флакон от духов и линейка. Определите объем флакона от духов.
Расчитайте работу ваших мышц ног при подъеме по лестнице на 5 этаж. Чем можно компенсировать эти затраты энергии?
4.Задание.
По данным таблицы «Приблизительный состав выхлопных газов автомобилей» определить колличество вредных выбросов двигателями на улице, которой вы проживаете в течение 10 минут.
Компоненты |
Содержание компонентов в выхлопах % /об./ |
|
Карбюраторный двигатель |
Дизельный двигатель |
|
N2 -азот |
74-77 |
76-78 |
O2-кислород |
0,3-8 |
2-18 |
CO2-углекислый газ |
5-12 |
1-10 |
CO-угарный газ |
5-10 |
0,01-0,5 |
Оксиды серы |
0-0,8 |
2*10-4-0,5 |
Углеводороды |
0,2-3 |
1*10-3-0,5 |
Альдегиды |
0-0,2 |
/1-9/*10-3 |
Сажа |
0-0,4 Г/м3 |
0,01-1,1 Г/м3 |
Бензапирен |
/10-20/*10-6 Г /м3 |
До 1*10-5 Г/м3 |
И т.д
Эта работа проводится индивидуально или малыми группам. Каждое задание начинается с поиска варианта решения (теоретического) и таких вариантов может быть несколько. Определиться с лучшим вариантом. Спланировать и выполнить эксперимент, составить отчет (при необходимости рисунки, графики, таблицы), сделать выводы.
У некоторых студентов такая работа вызывает большой интерес и тогда исследования продолжаются, т.е. студенты уже занимаются учебно-исследовательской деятельностью. В результате за 2015-2016 учебный год студентами ГАПОУ «Юргинского техникума агротехнологий и сервиса» были представлены работы: «Автомобиль – друг или враг?» на региональном молодежном форуме «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» г. Северск – диплом 1 степени; «Физика в жизни девушки» в региональной студенческой научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования» г. Юрга – диплом победителя в номинации «Творческий подход к исследовательской работе»
Т.о., включение обучающихся в исследовательскую деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда
© 2017, Гончарова Светлана Петровна 444