СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель» — такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка.

В то же время до поступления ребенка в детский сад многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка. И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим ровесникам дошкольного возраста высокой двигательной активностью.

Критерии патологической гиперактивности.

  1. Беспокойные движения.
  2. Неумение сидеть на месте, когда это требуется.
  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях).
  5. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  7. Неумение играть тихо, спокойно.
  8. Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов.
  9. Постоянные разговоры с кем-либо.
  10. Навязчивость, приставание к другим.
  11. Совершение опасных действий без мыслей о последствиях.
  12. Частая потеря вещей, игрушек.

Наличие у ребенка по крайней мере семи из перечисленных выше признаков — основание для обращения к психологу.

К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в школу и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями; тем серьезнее проблемы в обучении и поведении.

Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание на предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит к отставанию в учебе.

Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные.

Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

Советы родителям

  • Проконсультируйтесь у специалистов.
  • Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.
  • Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
  • Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
  • Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
  • Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
  • Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
  • Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
  • Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).
  • Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите, на повышенных тонах.
  • Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.
  • Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.

Упрямство. Как его предупредить?

Маленькие дети в своем поведении руководствуются потребностями и целями, не задумываясь, возможно ли их удовлетворение и достижение под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, стараясь получить все, что хотят, все, что им нравится. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не научится сознательно управлять своим поведением, контролировать свои чувства и сдерживать свои желания в соответствии с правилами и нормами. Способность быть предусмотрительным, предвидеть последствия, умение различать хорошее и плохое еще не развиты у него. Из-за того, что поведение детей определяется характером сиюминутных желаний, они часто совершают поступки, кажущиеся их родителям непонятными и интерпретируются как упрямство. Упрямство — это негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. Упрямство может являться своеобразной формой протеста жесткого подавления развивающейся самостоятельности, инициативности, любознательности со стороны взрослых. Иногда оно может выражаться и как результат обиды на окружающих, которые, например, несправедливо наказывают ребенка. В семьях, где царит потворствующий стиль воспитания, ребенок может проявлять упрямство из-за сиюминутного каприза, избалованности и эгоистичности; он привык действовать по принципу «хочу, и все!». Например, ребенок не в силах сопротивляться желанию поиграть с различными острыми и другими опасными предметами. Эти предметы притягательны, поэтому он сопротивляется, протестует, когда взрослые пытаются их у него отобрать. Мать забирает у ребенка опасный предмет, например нож, говоря, что нельзя играть такими вещами. Но через несколько минут она видит, что ребенок опять взял нож. Мать в возмущении кричит: «Положи немедленно. Какой ты бестолковый! Сколько раз тебе говорить, что такими вещами не играют!» Ребенку очень трудно отказаться от немедленного удовлетворения своего желания и подчиниться требованиям матери. Он начинает грубить, настаивать на своем. Далее следует наказание и бурная семейная сцена.

Советы родителям по предупреждению упрямства у детей.

1. Создайте такие условия, чтобы ребенок мог двигаться столько, сколько ему необходимо, предоставляйте свободу для того, чтобы он сам мог набираться опыта в различных ситуациях. Маленькие дети по природе подвижны и неуступчивы. Те родители, которые хотят, чтобы их дети сидели тихо и спокойно, действуют вопреки природе. 2. Не применяйте силу, когда ребенок занят опасным делом. Постарайтесь быстро и решительно переключить его внимание на что-то другое. 3. Если ребенок не занимается ничем предосудительным, то не следует постоянно делать ему замечания, проявлять строгость. Чрезмерные ограничения провоцируют ребенка на дерзкое, упрямое поведение даже в тех случаях, когда ребенок знает, что он не прав. У ребенка возникает враждебное отношение к взрослому. («Меня не любят, все запрещают».) Если это чувство ненависти будет расти, то у ребенка сформируется негативная установка по отношению к родителям, что приведет к упорству в своем плохом поведении. Когда дети растут, не подвергаясь одергиваниям, ограничениям без причины, тогда они учатся владеть собой, управлять своими чувствами и не будут упрямыми. 4. Пытаясь добиться от ребенка хорошего поведения, родители используют два метода: поощрение и наказание. Первый всегда должен быть предпочтительнее второго. К наказаниям вообще следует относиться с крайней осторожностью, а главное, они не должны вызывать у ребенка обиду, агрессию, злобу и чувство униженности. Польза наказания может быть ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями ребенка, в том числе и проявлением упрямства. 5. Многие дети бурно выражают свои эмоции, когда им в чем-то отказывают, любое невыполненное желание вызывает у них приступ гнева и злости, а некоторые дети падают на пол и бьются в истерике. «Любящие» мамы пасуют, сдаются, пугаются таких эмоциональных реакций и все-таки выполняют требования ребенка. В дальнейшем это становится привычным стилем взаимоотношений мамы и ребенка и, как правило, формирует эгоистическую личность и упрямство. Таким мамам нужно набраться силы и терпения, чтобы отвечать на неразумные требования ребенка, не унижая, с одной стороны, и не потакая всем капризам — с другой.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЛЕВША

Понаблюдайте, в какую руку ваш малыш берет погремуш­ку, ложку, расческу, как он складывает кубики и играет в пес­ке. Какая рука выполняет более активные движения?

Если ребенок берет карандаш и ручку в левую руку и при этом проводит ровные, аккуратные линии, значит, не исклю­чено, что в школе он будет писать левой рукой.

Не переучивайте левшу насильно! Дело вовсе не в руке, а в устройстве мозга.

Разрешите ребенку положить лист бумаги и держать руч­ку так, как ему удобно. Для разных детей естественны разные типы письма («крюком», параллельно строчке).

Не стоит усердствовать в пунктуальном соблюдении режи­ма: левше очень сложно соблюдать жесткие правила.

Никогда не сравнивайте левшу с другими, он не такой, как другие дети, и в этом его достоинство, а не недостаток.

Занимаясь с левшой, будьте терпеливы.

Не забывайте показывать маленькому левше, как нужно выполнять то или иное задание.

Не забывайте хвалить малыша даже за незначительные по­беды и достижения - это придаст ему сил и уверенности в себе.

Если малышу не удастся выполнить графическое задание, не нервничайте и не нервируйте ребенка. Вместе найдите ошиб­ки и попробуйте еще раз.

Берегите левшу от больших нервных нагрузок. Прежде все­го ребенок должен быть здоров. У здорового ребенка все полу­чится.

Никогда не упрекайте левшу за то, что он чего-то не умеет. Вместе найдите не только ошибки, но и пути их исправления. Помните, что ребенок не может знать и уметь всё.

Признайте за левшой право на неповторимость и индиви­дуальность, право быть другим.

Не забывайте, что левша очень эмоционален и раним, по­этому ругать его не только вредно, но и бесполезно. Он потеря­ет всякий интерес к учебе.

Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, нужно, чтобы наши требования совпадали с его желаниями - узнать что-то новое, многому научиться в школе, а еще добиться ус­пеха.

Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником!

08.01.2018 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП