СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель» — такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка.
В то же время до поступления ребенка в детский сад многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка. И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим ровесникам дошкольного возраста высокой двигательной активностью.
Критерии патологической гиперактивности.
Наличие у ребенка по крайней мере семи из перечисленных выше признаков — основание для обращения к психологу.
К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в школу и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями; тем серьезнее проблемы в обучении и поведении.
Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание на предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит к отставанию в учебе.
Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные.
Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Советы родителям
Упрямство. Как его предупредить?
Маленькие дети в своем поведении руководствуются потребностями и целями, не задумываясь, возможно ли их удовлетворение и достижение под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, стараясь получить все, что хотят, все, что им нравится. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не научится сознательно управлять своим поведением, контролировать свои чувства и сдерживать свои желания в соответствии с правилами и нормами. Способность быть предусмотрительным, предвидеть последствия, умение различать хорошее и плохое еще не развиты у него. Из-за того, что поведение детей определяется характером сиюминутных желаний, они часто совершают поступки, кажущиеся их родителям непонятными и интерпретируются как упрямство. Упрямство — это негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. Упрямство может являться своеобразной формой протеста жесткого подавления развивающейся самостоятельности, инициативности, любознательности со стороны взрослых. Иногда оно может выражаться и как результат обиды на окружающих, которые, например, несправедливо наказывают ребенка. В семьях, где царит потворствующий стиль воспитания, ребенок может проявлять упрямство из-за сиюминутного каприза, избалованности и эгоистичности; он привык действовать по принципу «хочу, и все!». Например, ребенок не в силах сопротивляться желанию поиграть с различными острыми и другими опасными предметами. Эти предметы притягательны, поэтому он сопротивляется, протестует, когда взрослые пытаются их у него отобрать. Мать забирает у ребенка опасный предмет, например нож, говоря, что нельзя играть такими вещами. Но через несколько минут она видит, что ребенок опять взял нож. Мать в возмущении кричит: «Положи немедленно. Какой ты бестолковый! Сколько раз тебе говорить, что такими вещами не играют!» Ребенку очень трудно отказаться от немедленного удовлетворения своего желания и подчиниться требованиям матери. Он начинает грубить, настаивать на своем. Далее следует наказание и бурная семейная сцена.
Советы родителям по предупреждению упрямства у детей.
1. Создайте такие условия, чтобы ребенок мог двигаться столько, сколько ему необходимо, предоставляйте свободу для того, чтобы он сам мог набираться опыта в различных ситуациях. Маленькие дети по природе подвижны и неуступчивы. Те родители, которые хотят, чтобы их дети сидели тихо и спокойно, действуют вопреки природе. 2. Не применяйте силу, когда ребенок занят опасным делом. Постарайтесь быстро и решительно переключить его внимание на что-то другое. 3. Если ребенок не занимается ничем предосудительным, то не следует постоянно делать ему замечания, проявлять строгость. Чрезмерные ограничения провоцируют ребенка на дерзкое, упрямое поведение даже в тех случаях, когда ребенок знает, что он не прав. У ребенка возникает враждебное отношение к взрослому. («Меня не любят, все запрещают».) Если это чувство ненависти будет расти, то у ребенка сформируется негативная установка по отношению к родителям, что приведет к упорству в своем плохом поведении. Когда дети растут, не подвергаясь одергиваниям, ограничениям без причины, тогда они учатся владеть собой, управлять своими чувствами и не будут упрямыми. 4. Пытаясь добиться от ребенка хорошего поведения, родители используют два метода: поощрение и наказание. Первый всегда должен быть предпочтительнее второго. К наказаниям вообще следует относиться с крайней осторожностью, а главное, они не должны вызывать у ребенка обиду, агрессию, злобу и чувство униженности. Польза наказания может быть ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями ребенка, в том числе и проявлением упрямства. 5. Многие дети бурно выражают свои эмоции, когда им в чем-то отказывают, любое невыполненное желание вызывает у них приступ гнева и злости, а некоторые дети падают на пол и бьются в истерике. «Любящие» мамы пасуют, сдаются, пугаются таких эмоциональных реакций и все-таки выполняют требования ребенка. В дальнейшем это становится привычным стилем взаимоотношений мамы и ребенка и, как правило, формирует эгоистическую личность и упрямство. Таким мамам нужно набраться силы и терпения, чтобы отвечать на неразумные требования ребенка, не унижая, с одной стороны, и не потакая всем капризам — с другой.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ЛЕВША
Понаблюдайте, в какую руку ваш малыш берет погремушку, ложку, расческу, как он складывает кубики и играет в песке. Какая рука выполняет более активные движения?
Если ребенок берет карандаш и ручку в левую руку и при этом проводит ровные, аккуратные линии, значит, не исключено, что в школе он будет писать левой рукой.
Не переучивайте левшу насильно! Дело вовсе не в руке, а в устройстве мозга.
Разрешите ребенку положить лист бумаги и держать ручку так, как ему удобно. Для разных детей естественны разные типы письма («крюком», параллельно строчке).
Не стоит усердствовать в пунктуальном соблюдении режима: левше очень сложно соблюдать жесткие правила.
Никогда не сравнивайте левшу с другими, он не такой, как другие дети, и в этом его достоинство, а не недостаток.
Занимаясь с левшой, будьте терпеливы.
Не забывайте показывать маленькому левше, как нужно выполнять то или иное задание.
Не забывайте хвалить малыша даже за незначительные победы и достижения - это придаст ему сил и уверенности в себе.
Если малышу не удастся выполнить графическое задание, не нервничайте и не нервируйте ребенка. Вместе найдите ошибки и попробуйте еще раз.
Берегите левшу от больших нервных нагрузок. Прежде всего ребенок должен быть здоров. У здорового ребенка все получится.
Никогда не упрекайте левшу за то, что он чего-то не умеет. Вместе найдите не только ошибки, но и пути их исправления. Помните, что ребенок не может знать и уметь всё.
Признайте за левшой право на неповторимость и индивидуальность, право быть другим.
Не забывайте, что левша очень эмоционален и раним, поэтому ругать его не только вредно, но и бесполезно. Он потеряет всякий интерес к учебе.
Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, нужно, чтобы наши требования совпадали с его желаниями - узнать что-то новое, многому научиться в школе, а еще добиться успеха.
Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником!
© 2018, Юрасова Елена Леонидовна 726