СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В практической деятельности психолог часто сталкивается с проблемой неосведомлённости родителей о школьных неудачах своих детей. Каким же непредвзятым бывает удивление родителей о том, что ребёнок переживает стрессовую ситуацию, которая и является причиной его неуспеваемости и плохого поведения в школе и дома. Вполне естественно, как считают многие родители, загруженность на работе, усталость и ряд других проблем способствуют сокращению периода общения с ребёнком, а в ряде случаев и вовсе сводят его на нет. Отсутствие контакта с ребёнком, приводит к его отдалению, что значительно подрывает доверительные отношения между родителями и детьми.
Как понять своего ребёнка? Как вовремя предостеречь его от ошибок и помочь в стрессовой ситуации? Для этого надо взять за правило каждый день проводить получасовые доверительные беседы с ребёнком, чтобы он поделился с Вами и радостями и огорчениями. Наиболее занимательным будет, если Вы заведёте с ребёнком своего рода конверты "Радости" и "Огорчений" и будете пополнять их соответствующими записками о событиях за прошедший день.
Сам процесс выполнения этого упражнения можно представить так:
«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».
Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т. д.) Когда конверт радости и конверт огорчений будут готовы – начинайте их заполнять.
Возьмите небольшие бумажки и попросите ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило за день. И распределите это по соответствующим конвертам.
Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – что же перевесит!
В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, чтобы всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т. д.)
Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, вы проговариваете вместе. Вам, как родителям, это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент. Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, чтобы писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полне вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.
Психолог-консультант Стаценко Л.В.
© 2016, Стаценко Лариса Викторовна 616