-
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
- различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
- ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
- различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
- собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
- подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
- складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
- находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
- складывать несложный узор из мозаики;
- понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т.д. и соотносить число с реальными объектами;
- свободно ориентироваться в знакомом помещении;
- быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т.п.);
- замечать изменения в погоде и называть их;
- активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
- узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т.д.;
- правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
- называть предметы, действия, качества;
- использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
- рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т.д.;
- повторять слова и фразы за взрослым;
- запоминать слова песенок, танцевальные движения;
- понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
- создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
-
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
- Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
- Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
- Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т.п.).
- Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
- Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
- Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
- Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
- Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик»), на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!»), поиск на картинке в книжке и т.п. Играть можно всегда и везде.
- Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
- Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки), разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
- Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
- Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).
-
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
- различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
- ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
- различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
- собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
- подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
- складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
- находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
- складывать несложный узор из мозаики;
- понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т.д. и соотносить число с реальными объектами;
- свободно ориентироваться в знакомом помещении;
- быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т.п.);
- замечать изменения в погоде и называть их;
- активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
- узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т.д.;
- правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
- называть предметы, действия, качества;
- использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
- рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т.д.;
- повторять слова и фразы за взрослым;
- запоминать слова песенок, танцевальные движения;
- понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
- создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
-
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
- Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
- Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
- Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т.п.).
- Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
- Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
- Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
- Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
- Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик»), на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!»), поиск на картинке в книжке и т.п. Играть можно всегда и везде.
- Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
- Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки), разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
- Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
- Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).
-
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
- различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
- ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
- различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
- собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
- подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
- складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
- находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
- складывать несложный узор из мозаики;
- понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т.д. и соотносить число с реальными объектами;
- свободно ориентироваться в знакомом помещении;
- быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т.п.);
- замечать изменения в погоде и называть их;
- активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
- узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т.д.;
- правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
- называть предметы, действия, качества;
- использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
- рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т.д.;
- повторять слова и фразы за взрослым;
- запоминать слова песенок, танцевальные движения;
- понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
- создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
-
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
- Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
- Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
- Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т.п.).
- Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
- Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
- Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
- Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
- Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик»), на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!»), поиск на картинке в книжке и т.п. Играть можно всегда и везде.
- Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
- Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки), разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
- Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
- Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).