СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Типовая карта посещения урока
Дата посещения ______________________
Учитель __________________________________________________________
Предмет _____________________________
Класс ____________
Классный руководитель_________________________
На уроке присутствовали:________________________________________________________________________________
Общая информация об уроке
1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)
? плановое посещение;
?внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)._____________________________________
1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)
? знакомство с учителем;
? комплексное наблюдение за работой учителя;
? наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача) _________________________________________________ ;
? наблюдение за работой класса, отдельных учеников;
? диагностика затруднений учителя;
? диагностика затруднений класса;
? контроль (указывается форма контроля) __________________________________________ ;
? подготовка к аттестации;
? аттестация;
? психолого-педагогическое наблюдение;
? другое (указывается цель посещения) _____________________________________________.
1. 3. Общая характеристика урока
1.3.1. Тема урока: _______________________________________________________________.
1.3.2. Место урока в системе уроков _______________________________________________.
1.3.3. Тип урока _________________________________________________________________.
1.3.4. Цель урока ________________________________________________________________.
1.3.5. Задачи урока ______________________________________________________________.
1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)__________________________________________________________________________________________.
1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся ____________________.
1.3.8. Работа с тетрадями учеников ________________________________________________.
2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями
Этап урока, его краткое содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Комментарии, замечания, рекомендации |
3. Анализ урока
3.1. Исчерпанность темы
? исчерпана полностью; ? исчерпана не полностью; |
? практически не исчерпана; ? не исчерпана. |
Замечания, рекомендации ________________________________________________________.
3.2. Степень реализации цели урока
? цель реализована;
? цель реализована не полностью;
? цель не реализована.
3.3. Степень выполнения задач
? задачи выполнены полностью; ? все задачи выполнены частично; |
? выполнены не все задачи; ? задачи не выполнены. |
Замечания, рекомендации ________________________________________________________.
3.4. Характер отбора содержания материала урока
? научность, значимость теоретическая; ? значимость практическая; ? логичность; ? соответствие возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся; |
? доступность; ? наглядность; ? дифференцированность; ? привлекательность; ? другое (указать, что). |
3.5. Характеристика форм работы
? соответствие цели, задачам и содержанию; ? разнообразие; ? сменяемость; |
? чередуемость; ? другое (указать, что). |
3.6. Логичность композиции урока
? композиция урока логична; ? в композиции урока имеются нарушения логики; |
? композиционная логика отсутствует. |
Замечания, рекомендации _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
3.7. Развивающая характеристика урока, развитие устной речи школьников
_______________________________________________________________________________.
3.8. Психологическая характеристика урока (психологический климат занятия)
Параметры оценки |
+ |
+/- |
- |
? |
Разнообразие приемов психологического воздействия и стимулирования активности учащихся |
||||
Разумное соотношение нагрузки на память и мышление |
||||
Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности |
||||
Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска |
||||
Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников |
||||
Педагогический такт учителя |
||||
Психологический климат в классе |
||||
Рабочее самочувствие учителя на уроке |
||||
Рабочее самочувствие учащихся на уроке |
||||
Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом |
||||
Другое |
3.9. Анализ домашнего задания
По объему |
По содержанию |
По форме |
Примечания, замечания |
? соответствует нормам ? перегруженное ? недостаточное ? только на ближайший урок ? несколько уроков вперед ? на всю тему (блок, раздел) |
? только репродуктивное ? только продуктивное ? репродуктивное + продуктивное ? связано только с пройденным материалом ? перспективное ? связывает пройденный материал с материалом следующих уроков ? не связано с материалом ближайших уроков |
? только устное ? только письменное ? устное + письменное ? одинаковое для всех учащихся ? дифференцированное по сложности ? дифференцированное (предоставлен выбор самим учащимся) ? с индивидуальными и групповыми заданиями |
4. Оценка урока
4.1. Оценка урока учителем (самооценка)__________________________________________
_______________________________________________________________________________.
4.2. Замечания и предложения
Замечания |
Предложения, рекомендации, пути решения проблем |
Порядок работы с картой. Хранение и использование карт
1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.
2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.
3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.
4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.
5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.
Примечания
1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественнонаучного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.
2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.
Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)
Типовая карта посещения урока, введенная в нашем лицее, состоит из четырех частей.
В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.
Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:
• фиксировать ли ему только основные этапы урока;
• фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;
• детально конспектировать ход всех этапов урока.
Комментарии, замечания и рекомендации могут быть вписаны как по ходу конспектирования урока, так и после его окончания.
Третья часть — это анализ урока с опорой на основные общепедагогические и дидактические категории. В большинстве случаев они представлены в анкетной форме и сопровождаются «окном» для замечаний и рекомендаций. Посещающий урок сам определяет объем и форму этих замечаний (рекомендаций), но краткая их фиксация необходима для выявления того, в каком направлении вести работу с учителем и как педагог преодолевал выявленные сложности или исправлял недочеты. Пункт 3.7 (развивающая характеристика урока, развитие речи учащихся) заполняется в свободной форме, т.к. напрямую зависит от специфики преподаваемого предмета. Вместе с тем обращаем особое внимание методистов, что все без исключения дисциплины школьного курса должны решать задачу формирования культуры устной и письменной речи. Пункт 3.8 (психологическая характеристика урока) оценивается табличным способом: «+» — положительная оценка по указанному параметру, «+/» — оценка в целом положительная, но имеются незначительные недочеты, «-» — имеются значительные недочеты по данному параметру, «?» — посещающий урок затрудняется оценить его по данному параметру или данный параметр не может быть оценен в связи со спецификой определенного урока, темы, раздела, класса и т.д.
Четвертая часть карты включает в себя общую оценку урока учителем (самооценку) и оценку урока тем, кто его посещал. Перед началом обсуждения урока целесообразно предоставить слово учителю для его самооценки, основные выводы которой следует внести в карту. Анализ самооценки учителем урока в ряде случаев помогает выявить «поле проблем», возникающих в работе педагога, и наметить пути решения этих проблем. В раздел 4.2 «Замечания и предложения» заносятся четко сформулированные рекомендации и пути решения проблем, например, пересмотреть планирование уроков по данному разделу курса, обратиться за консультацией к психологу по вопросу…, ввести в качестве обязательного этапа урока… и т.п.
© 2015, Велижанская Нина Викторовна 2192