© 2023 301
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение Данный сборник подобран для учителей младших классов. Для активного и разнообразного проведения уроков на улице и в помещении, развития речевого аппарата и коммуникационных умений, вести беседу со сверстниками и старшим поколением. Игры на движение 1. «Моль, моль, моль.». Выбирается лёгкий мотив, чтобы можно было напевать слова игры, на каждую строчку придумать простые движения, изображающие полёт моли, её каверзные движения. Игра повторяется с ускорением 2-3 раза. Моль, моль, моль - ядовитая букашка. Моль, моль, моль - это маленький жучок. Моль, моль, моль - это злобный таракашка, Который всё съедает вдоль и поперёк. Моль, моль, моль съела папины штанишки. Моль, моль, моль съела мамино пальто. Моль, моль, моль съела плюшевого мишку А потом отправилась, отправилась в кино! 1. «Охотники» Разучиваем первую строфу и произносим хором, передавая с помощью интонации значимость происходящего. Мы - охотники на льва. Не боимся мы его. У нас огромное ружьё И острый меч: "Ух!" Далее ведущий меняет направление игры: Ой! Что это? Ой! Что это? Ой! Что это? Впереди гора! На ней не пролететь, Под ней не проползти. Её не обойти. Дорога только напрямик! (Не забывать показывать действия в процессе игры). Всё проигрывается сначала, но каждый раз появляется новое препятствие: река (изображаем, как плывём), болото (звук трясины - хлопки по коленкам), пустыня (шорох песка - потереть ладошки). Ведущий наращивает эмоциональность зала. Когда дело доходит до льва - зал кричит от страха и изображает, как убегаем от хищника по пустыне (шорох песка), пробираемся через болото (звук трясины), переплываем реку, карабкаемся на гору. Оглядываемся, убеждаемся, что льва нет, вытираем пот! Мы - охотники на льва. Не боимся мы его. У нас огромное ружьё И острый меч: "Ух!" 1. «Мы музыканты» Напевая как песенку и демонстрируя за ведущим действия. Мы музыканты - копим таланты. Играем на руках - играем! Рукатаки, рукатаки, рукатаки! Рукатаки, рукатаки, рукатаки! (Можно придумать как весело похлопать: в ладоши, по коленкам, и т.д.) Далее музыканты играют на ногах (притопывая), на носах (зажимая и отпуская нос, выдыхая при этом воздух, произнося звуки), ушах, животах, нервах. 1. «Обсерватория» Ведущий. Для того, чтобы наблюдать за звёздами, астроном должен открыть купол обсерватории. Играющие. Вжик-вжик. (Разводят руки, согнутые в локтях, в стороны). Ведущий. Выдвигаем телескоп. Играющие. У-у-у! (Вытягивают шею вперёд, руки остаются в прежнем положении). Ведущий. Протираем объектив мягкой тряпочкой. Играющие. Ших-ших-ших. (Вращательные движения раскрытой ладонью перед лицом). Ведущий. Наводи на цель. Играющие. З-з-з! (Правой рукой имитируют вращение моховика, поворачивают корпус то вправо, то влево). Ведущий. Смотрим в окуляр. Играющие. О-о! (Смотрят в кольцо, образованное большим и указательным пальцами). Ведущий. А там звёзды загораются. Играющие. Чпок-чпок-чпок! (Попеременно растопыривают пальцы то левой, то правой руки). Ведущий. Летают астероиды, проносятся кометы! Играющие. Бж-ж-ж! Трых! (Взмахивают то левой, то правой рукой). Ведущий. Летит космический корабль "Буран". Играющие. Ш-ш-ш! (Разводят руки в стороны и плавно опускают). Ведущий. Космонавт из люка выпал! Играющие. А-а-а! (Валятся на бок со стоном). Ведущий. Летающие тарелки так роятся вокруг. Играющие. Улю-лю-лю! (Указательными пальцами делают вращательные движения у плеч). Ведущий. Падают метеориты. Играющие. (Хлопок). Ведущий. Пошёл метеоритный дождь! Играющие. (Аплодисменты). 1. «У оленя дом большой». У оленя дом большой. (Руками изобразить крышу). Он глядит в своё окошко. (Руки, согнутые в локтях, сначала ставят вертикально, затем одну руку опускают горизонтально, как у ученика, поднявшего руку для ответа). Зайка по лесу бежит. (Импровизируйте с движениями). В дверь к нему стучится: "Стук, стук! Дверь открой! Там в лесу охотник злой!" "Зайка, зайка, забегай! Лапу мне давай!" Игры на развития зрительной памяти 1. Что поменялось? Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось. 1. Рисуем по памяти Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти. 1. Внимательность на прогулке Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил. 1. Ящички Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка. 1. «Ипподром». Ведущий. Ребята, мы с вами на ипподроме. Договоримся о правилах игры: когда я говорю, что лошадка бежит по асфальту, все стучат кулачками по коленкам, когда по травке, потирают ладошки, если звучит команда "Барьер!", то набираем воздух в рот и ударяем кулачками по щекам, а если я произношу слово "Трибуны", то мальчики топают ногами, а девочки кричат "Ура!". Запомнили? Тогда начнём игру. Ведущий чередует команды, стараясь запутать играющих. Не забудьте, что нужно дать возможность покричать, так что команда "Трибуны" должна звучать неоднократно! Игры на развитие мышления 1. Шёл по крыше воробей Ведущий. Шёл по крыше воробей. Дети (хором). Бей, бей, бей! Ведущий. Собирал себе друзей/ Дети (хором). Зей, зей, зей! Ведущий. Много, много, много нас. Дети (хором). Нас, нас, нас! Ведущий. Встанут. (называет любые имена) все сейчас! Ребята, чьи имена назвал ведущий встают, раскланиваются, зрители аплодируют. 1. Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3). 2. Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан. 3. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д. 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.
Игры на развитие внимания 1. «Дни недели» Для младших школьников. Перед началом игры повторяем дни недели, затем называем рабочие дни недели, выходные. Договариваемся о правилах игры: если ведущий называет выходной день - хлопают в ладоши, рабочий - молчат. 1. Найди отличия Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание: Ребенку предлагаются: а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б)карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». 1. Выкладывание узора из мозаики Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу. Оборудование: мозаика, образец. Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе». 1. Нанизывание бусинок Цель: развитие концентрации и объема внимания, межой моторики пальцев. Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания — крупный бисер. Описание - Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы. Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке». Примечание: Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры. 1. Найди тень Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени. Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней. Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
Игры с хоровым ответом 1. Участники делятся на две команды (территориально). Затем разучиваются названия рук. Одна называется «гол», другая – «мимо», когда руки скрещены весь зал кричит – «шайба». Та команда, на которую показывает одна из рук, должна громко прокричать название руки. Задача ведущего – запутать участников. Для накала страстей ведущий ведет счет. Если кто-то один в команде ошибается, то другой команде прибавляется одно очко. Счет можно вести строгий, а можно так, как хочет ведущий. Зал делится на две половины. Ведущий поочерёдно показывает то левую, то правую руку. 1. Ведущий просит повторять за ним слова и движения. (на первое слово-хлопок в ладоши, на второе хлопок по коленкам, потом движения повторяются). Слова: Чика-бум - крутая песня. Будем петь её все вместе. Если нужен классный шум, пойте с нами чика-бум. Пою я бум, чика-бум. Пою я бум, чика-рака, чика-рака, чика бум. О-е, ага, еще раз веселей. Возможные варианты последнего слова: громче, быстрее, женственнее, мужественнее, протяжнее и др. 2. «Как чихает слон?» Ведущий предлагает ребятам послушать, как чихает слон. Для этого зал делится на три части. Правая часть говорит: "Хрящики!"; середина — "Ящики!"; левая часть — "Потащили!". Ведущий поочередно взмахивает руками, указывая на ту или иную часть зала, а ребята произносят слова. Когда ведущий поднимает обе руки вверх, каждая часть зала кричит свое слово, и получается такой звук, словно чихает слон. 1. «Нет блинов, одна сметана». Ведущий делит аудиторию на четыре части. Первая, по команде ведущего будет выкрикивать слово "Блин", друга — "Блинчик", третья — "Пол блина", четвёртая — "Нет блинов, одна сметана". Указывая то на одну, то на другую группу, иногда каждая группа выкрикивает своё слово (фразу дважды), ведущий ускоряет темп. 1. «Часы». Ведущий: У моей бабушки были часы и ходили они так: Тик-так, тик-так Зал повторяет за ведущим по частям: 1-я половина зала – «Тик», 2-я половина зала – «Так». Ведущий: Но потом в них попала пыль, и они стали ходить так: Так-так, так-так (1-я половина зала) Тик-тик, тик-тик (2-я половина зала) Потом они стали ржаветь, и ходили они так: Так-так, тик-так, тик-тик… Потом они окончательно заржавели и стрелки стали ходить как хотят: Тик-так-так, так-тик… (дальше можно их «отнести к мастеру»…) Музыкальные игры 1. «Лавата» Игра проводится под веселую музыку. Дружно танцуем мы! Тра-та-та, тра-та-та! Танец веселый наш – Это «Лавата». - Мои ручки хороши, а у соседа – лучше! Еще раз поют песенку и идут в хороводе. - Мои коленки хороши, а у соседа – лучше! (ушки, щечки, носик и т.д.) Можно по-другому: - Ручки были? - Были! - А колени? - Нет! - Беремся за колени соседа и идем кругу. 2. «Бесконечный танец». Описание: Дети встают по кругу парами, образуя из поднятых рук «воротца». С началом музыкальной фразы выбранная учителем пара начинает движение по кругу галопом. Дети проходят через «воротца», направляясь к своему месту. С началом следующей музыкальной фразы начинает движение вторая пара, затем третья и так далее. (Полька «Добрый жук»). 3. «Расскажи-ка, воробей» Описание: Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка, обращение: Расскажи – ка, воробей (2 раза). Как медведи ходят? ( 2 раза). (зайчата, лягушата и т.д.) А медведи ходят так, а медведи ходят так. Так медведи ходят. Так медведи ходят. « Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за « воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг. 4. «Пойми меня» Описание: Дети делятся на две группы. Каждой группе дается задание показать какое-то действие с помощью танцевальных движений. Например: «копаем картошку», «собираем ягоды», «играем в мяч» и т.д. Команды должны отгадать друг у друга, что они делали. Выигрывает та группа, которая больше отгадала действий. (любая танцевальная мелодия). 5. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я». Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.
Вывод: Таким образом, собранный материал способствует развитию познавательного интереса на уроках и во внеурочной деятельности. Развитию координации, внимания, памяти, музыкального слуха и многого другого для активного и развивающегося младшего школьника.
© 2023 301