© 2025, Скурихина Тамара Петровна 53
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Большинство его работ было посвящено античным мифологическим сюжетам, что было вполне естественно – вся творческая жизнь Павла Александровича прошла преимущественно в Риме, а итальянцы всегда обожали салонное искусство.
Сведомского знали и ценили за рубежом, в Италии и Франции, в США, в то время, как на родине предпочитали не замечать его устаревшего «слащавого академизма», хоть и отмечали бесспорное мастерство художника.
Павел Третьяков высоко ценил творчество Павла Сведомского и приобрел для своей галереи картину «Медуза».
Живя в Риме, выезжал в своё имение в Пермской губернии, в Киев для участия в оформлении Владимирского собора.
Творчество Павла Сведомского и его жизненный путь крепко переплетены с судьбой его брата Александра (1848 - 1911), который был лишь на год старше.
Отец будущих художников, Александр Павлович Сведомский, был лесником в Пермской губернии.
Дети родились в Санкт-Петербурге.
После ранней кончины отца мать увезла детей в родовое имение Михайловский завод; она мечтала сделать из сыновей горных инженеров – в имении предполагались залежи железной руды.
Дети же мечтали о кистях и красках, и, как вспоминал Павел Сведомский, первые свои краски они с братом попросту стянули в лавке города Сарапула, где их мать регулярно делала покупки. В наказание за проступок мать отправила сыновей вернуть коробку, однако владелец лавки не только не отругал будущих художников, но и подарил им новые краски и альбомы. Все-таки братья поступили в Горный институт, однако через два года, после повторного замужества матери, вся семья переехала в Дюссельдорф, а Сведомские поступили в Дюссельдорфскую Академию художеств.
Когда семья переехала в Мюнхен, братья стали посещать мастерскую знаменитого художника-реалиста Михая Мункачи, которого всю жизнь вспоминали с большой благодарностью и уважением.
В 1873 году Павел получил звание Почетного вольного общинника от Императорской Академии художеств. Достигнув совершеннолетия, братья отправились в путешествие по Европе, и в 1875 году оказались в Риме, где поселились навсегда.
2-3 летних месяца «добрейшие и милейшие художники Сведомские» проводили в родовом имении, остальное время наслаждались мягким итальянским климатом и работали над картинами в огромной мастерской, где и жили.
Уголки Рима и его окрестностей то и дело появлялись на картинах Павла Сведомского, равно как и изящные итальянские натурщики, выходившие по утрам в исторических костюмах на Испанскую лестницу.
По вечерам братья захаживали в знаменитое кафе Greco, и вскоре перезнакомились со всеми завсегдатаями. В 1879 году за картину «Юлия в ссылке» Павел Александрович был награждён Академией художеств большой поощрительной медалью, а его картины «Москва горит» и «Дочь Камелии» были удостоены серебряной медали Академии художеств.
В 1889 году Павел Сведомский был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за картину «1793 год. Жакерия». Приезжая на лето в свое имение Павел Александрович переключался на русские темы и продолжал работать.
Здесь он написал картины «Бедная невеста», «Танец скифов», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве. 1812 год», «Бородино», «Казнь Ермака» - последняя работа мастера.
Вскоре после приезда в Рим Сведомские познакомились и подружились с художником Вильгельмом Котарбинским, а когда тот заболел тифом – приняли в его судьбе живейшее участие.
Некоторое время Котарбинский жил у Сведомских и работал в их мастерской.
Когда несколько лет спустя Адриан Прахов пригласил Сведомских принять участие в росписях Владимирского собора в Киеве, братья порекомендовали Прахову своего друга Котарбинского.
Втроем художники работали над многими сюжетами, выполнили 18 фресок и 84 фигуры святых.
Там же, во Владимирском соборе, над росписями трудились Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Михаил Нестеров.
Работы велись на протяжении десяти лет. «Соборяне» регулярно собирались в салоне Эмилии Праховой, горячо обсуждали работу и делали эскизы - зачастую прямо на скатерти.
Как вспоминал историк и путешественник Владимир Дедлов:
«Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский — мечтает».Адриан Прахов познакомил своих «подопечных» со многими богатыми киевлянами, в том числе и с семьей Терещенко, которые стали делать заказы на картины.
Николай Адрианович Прахов вспоминал:
«Когда, случалось, кто-нибудь спрашивал моего отца, почему он пригласил П. А. Сведомского, чья живопись так отличается от Васнецова, он отвечал: - Васнецов пишет иконы, а Сведомские картины, к которым молящимся разрешается стоять спиной во время службы. Вся средняя часть собора расписана Виктором Михайловичем, а Павлом Александровичем — боковые корабли. Они один другому не мешают и разница стилей не нарушает декоративную целость росписи стен собора».Павел Александрович Сведомский потомков не оставил.
Он скончался в Давосе, где лечился от горловой чахотки, и был похоронен в Риме на кладбище Монте Тестаччо.
Источник: Arthive
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 53