СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ХУДОЖНИК СЧАСТЬЯ Александр Тышлер (1898-1980)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Признанный классик сценографии, сотрудничавший с Соломоном Михоэлсом и Всеволодом Мейерхольдом.

Ученик Александры Экстер и Владимира Фаворского.

Друг поэтов Эренбурга, Маяковского, Есенина и упомянутого выше Мандельштама, а также художников Фалька, Осмёркина и Альтмана.

26 июля 1898 года в Мелитополе родился живописец, график, театральный художник, скульптор Александр Тышлер (1898-1980)

«Отец мой был столяром. Он брал заказы на мебель – столы, кушетки, комодики. Заказчиками его были немцы-колонисты и украинцы. Я любил смотреть, как работал отец. Детство моё прошло среди стружек.

Дед мой и прадеды тоже были столярами. Отсюда и наша фамилия – Тышлер означает “столяр”.

Моя мать – кавказская еврейка, в девичестве Джин-Джих-Швиль.

В семье было восемь душ детей: три дочери и пять сыновей, я самый последний.

Два брата стали столярами, два – типографскими наборщиками.

Я вырос в окружении русских, еврейских и украинских ремесленников – дружно живших благородных рабочих людей. А семья была частью мира».

Многих удивляет, что на его картинах на головах людей - свечи, корабли, города…

Сам художник это объяснял просто:

«В моем маленьком южном городе все было принято носить на головах».

В Мелитополе проживало большое количество разных национальностей, в том числе и восточных народов, у которых было принято носить товар и другие предметы на головах. Однажды он увидел бочаров, которые носили на голове тяжелые бочки.

Позднее он подумал: если можно нести на голове бочку, то почему нельзя праздничный пирог, корабль, бокалы с шампанским, да и вообще всё?

  • окончил художественное училище в Киеве, учился в мастерской Экстер, а потом в московском ВХУТЕМАСе.

  • Как театральный художник Александр Тышлер дебютировал в 1927 году, оформив спектакль для Белорусского еврейского театра в Минске.

В 1930-х годах работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами.

  • Он работал с выдающимися режиссерами – Всеволодом Мейерхольдом, Соломоном Михоэлсом, Юрием Завадским и другими.

  • За всё время работы в театре Тышлер оформил более ста спектаклей.

У Александра Тышлера было около полусотни выставок в Советском Союзе и 32 за рубежом: в Италии, Франции, Голландии, Америке, Канаде и других странах.

Тем не менее, его новаторское и в чем-то фантасмагорическое искусство не все принимали, бывало, что уже анонсированные выставки отменялись.

При этом современники, друзья и знакомые художника высоко оценивали его творчество.

"Так и бывает - живёт рядом с нами весёлый добрый человек, покупает дыню, покупает краски, моет кисти, а потом оказывается, он-то и есть великий художник, гордость своих современников" Осип Мандельштам

Живописные и графические работы Александра Тышлера - это символические, полные гротеска «человеко-конструкции», отсылающие зрителя к принципам народного площадного театра.

Сначала художник был увлечён беспредметным искусством, исследуя в своём творчестве идеи и художественные приёмы авангарда.

Затем его творчество стало близко к экспрессионизму и сюрреализму.

А после, не следовавшего курсом соцреализма, Тышлера стали считать предтечей «неофициального искусства» - нонконформизма.

Всю жизнь Тышлера хотели подчинить, приспособить к обслуживанию власти, сделать его послушным и удобным.

Ему не присваивали званий, не выпускали за границу, держали в черном теле с заработками, не давали постановок в театре, но сломить железную волю этого невысокого, хрупкого, нежного человека все как-то не удавалось.

Тышлер был неуступчив, принципиален, твердо стоял на своем.

Александр Тышлер умер 23 июня 1980 года в возрасте 81 года.

Его картины — не бегство от реальности, а её преображение. В них нет насилия, нет лозунгов, нет тьмы. В них — внутренний праздник, живой театр и фантазия как форма свободы.

Он не писал страдание.

Он писал, как могла бы выглядеть радость — не крикливая, не восторженная, а затаённая.

Такое тихое, спокойное счастье, которое не улыбается — но присутствует.

from Arthive

29.07.2025 22:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП