СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Классное руководство (И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова)
Классное руководство
Работа классного руководителя с детьми
Организация участия класса в общешкольных делах.
Эти дела имеют большое значение для класса, поскольку предоставляют детям широкое поле деятельности, обеспечивающее формирование их интеллектуальной и социальной активности. Они способствуют сплочению классного коллектива, дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал и тем самым укрепить свою позицию в классе, они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными. В подготовке и проведении таких дел классный руководитель должен постепенно менять свою роль, если он хочет воспитать в ребятах самостоятельность. Сначала он является организатором, затем участником, а потом и просто консультантом.
Подробно об общешкольных ключевых делах написано в соответствующем разделе данного пособия. Поэтому не будем здесь подробно разбирать особенности их планирования, подготовки, проведения и анализа. Остановимся лишь на двух важных моментах, на которые следует обратить особое внимание классному руководителю, и о которых ранее мы не говорили.
Во-первых, процесс подготовки класса к общешкольному делу — это прекрасная возможность для классного руководителя понаблюдать за своими воспитанниками. Здесь сразу видно, кто из них готов взять на себя ответственность, а кто старается ее избегать; кто становится настоящим лидером, а кто, напротив, стремится им стать, но ребята в качестве такового его не воспринимают.
Во-вторых, процесс проведения дела (если общешкольное дело подразумевает участие именно команд классов) - это прекрасная возможность продолжить работу по сплочению классного коллектива. Когда выступает их собственный класс, ребята как никогда начинают чувствовать свою принадлежность к одному коллективу. И классному руководителю нужно лишь всячески поддерживать в ребятах это чувство. Однако не стоит забывать и об опасности высокомерного или даже агрессивного поведения класса по отношению к командам соперников. Важно приучить детей к тому, что, болея за свою команду, нужно уважительно относиться и к команде соперников.
В-третьих, процесс анализа участия класса в общешкольных делах - это возможность продолжить работу по воспитанию у школьников уважительного отношения к людям, развитию их чуткости, внимания друг к другу. Так, в ходе анализа дел, в которых класс проявил себя недостаточно хорошо, классному руководителю важно учить ребят не обвинять друг друга, а понимать, что в общем деле ответственность разделяется поровну и лежит на каждом из участников. Если очевидно, что подвел какой-то конкретный ученик, то в этом случае классному руководителю важно обратить внимание ребят на то, как они помогли или не помогли этому человеку в трудную для него минуту, могли ли подстраховать, взять часть его работы на себя. Важно объяснить детям, что в ситуации неуспеха может оказаться каждый из них, поэтому не конструктивно нападать друг на друга, а лучше стремиться продумать, как в похожих ситуациях в будущем избежать таких же проблем. В ходе анализа успешных дел классному руководителю важно суметь расставить акценты на тех ключевых моментах, которые привели к успеху, например: «мы были дружными», «старались друг друга поддерживать», «хорошо подготовились», «каждый отвечал за свою часть работы с большой ответственностью», «мы подставляли плечо друг другу и страховали на случай неудач» и т.д. Важно задавать ребятам вопросы, например: «как вы думаете, в нашем успехе больше везения или приложенных нами усилий?», «как вы думаете, что из того, что мы делали, можно использовать при подготовке следующего дела?», «кто, по-вашему, проявил себя лучше, чем мы ожидали?» и т.д. Тем самым классный руководитель развивает рефлексивные способности детей, которые обязательно пригодятся им в их взрослой жизни.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 794