СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классный час на тему «Подвиг».
Как вы понимаете слово «ПОДВИГ»?
Я согласна с вами, сколько людей, столько и мнений.
Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова, близкого по значению русскому слову «подвиг».
Давайте разберем слово по составу.
Значит, подвиг- это какое-то движение. Но что подразумевает это движение. Подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда, зачем это движение?
- И всякое ли движение является подвигом?
- Попробуем найти ответы и на эти вопросы.
- Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову «подвиг». (Храбрость, героический поступок, отвага, доблесть.)
Мне кажется, что понятие «подвига» – как только героического поступка, это очень узкое определение.
Посмотрим в толковом словаре И.С. Ожегова, какое определение слова «подвиг» дает автор: «Подвиг - героический, самоотверженный поступок».
- Ребята, как вы понимаете выражение «самоотверженный поступок»? (Ответы детей.)
Снова обратимся к словарю: «Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага».
Послушайте стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста» и скажите, можно ли действия парнишки назвать самоотверженным поступком.
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И черт его поймет, куда он бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился, - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал.
Я подползал, они вон там, в саду.
- Да где же, где?. - А дайте я поеду
На танке с вами, прямо приведу.
Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.
- Вот здесь!
И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем,
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку.
Но как зовут, - забыл его спросить.
- Можно ли поступок мальчика назвать самоотверженным?
- Просил ли его кто-нибудь о помощи?
Да, разные бывают подвиги. Но настоящему подвигу присущая одна черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Значит делаем вывод, что ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок.
Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества.
Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.
Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.
Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду.
Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания. Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.
Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.
(Просмотр видеороликов о героических поступках некоторых простых людей).
Я предлагаю всем, ребята, давайте начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Займемся христианским подвигом.
Скажите, ребята, а какая работа на уроке для вас является самой трудной, тяжёлой?
- Если у вас возникнет проблема в течение урока, как вы будете выходить из положения: бросите её выполнение, или найдёте пути её решения? Выскажите своё мнение.
- Я с вами согласна: любую работу, даже самую сложную, обязательно надо выполнить, приложив усердие и старание, и тогда она не будет казаться нам тяжкой.
© 2020, Потапова Ирина Александровна 440