СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема. «Будь Человеком, человек».
Цель:
формирование ответственного и бережного отношения к природе. Задачи:
способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; воспитывать экологическую культуру; выяснить знания о правилах поведения на природе; познакомить детей с Красной книгой Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, костюмы для детей, кружки трех цветов, ученик с рюкзаком, памятки, рисунки об охране природы, глобус.
Смотрю на глобус - шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги». В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги.» Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек». В тебя мы верим, не солги, «Ты береги нас, береги ! »
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух – сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.
5. Учитель:
1. -Кто догадался, чему посвящен наш сегодняшний классный час?
Верно, мы будем говорить об охране природы. Тема нашего классного часа «Будь Человеком, человек!»
- Как называется наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных и человека. (экология)
Знаете ли вы, что 5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
- Как вы думаете, почему возник такой вопрос о проведении в нашей стране года экологии? (загрязнение окружающей среды)
- Верно, сегодня мы будем говорить, очередной раз, о экологии, что мы с вами лично можем сделать, чтобы как-то помочь нашей планете стать чище.
2. –В стихотворении мы услышали такие слова «Своим добром считает человек…» Как вы думаете, человек главный на Земле?
-Человек! Можем ли мы сказать, что человек решает всё в этой жизни и даже в природе, кому быть, кому не быть? Кто нужен на планете, кто-нет.
5. Сценка про лягушку.
С. – Я считаю, нет необходимости для существования лягушек на планете Земля. Зачем они нам? Они везде! Лягушки — представители амфибий и могут жить как в воде, так и на суше. Их слишком много. Они живут на земле уже более 300 миллионов лет! Хватит. И живут они слишком долго! Средняя продолжительность жизни — 18 лет. Хотя некоторые виды живут до 36 лет! Это слишком долго!
Л. - Но у нас в природе слишком много врагов, а потому мало, кто становится долгожителями.
С.- Вы, безответственные родители! Большинство видов лягушек после откладывания икринок, забывают о своем потомстве!
Л. -Но есть и такие интересные факты: волосатые лягушки вынашивают икринок у себя во рту, а курносая лягушка у себя в желудке! Ква!
С.-Вы еще и квакаете! КВА-а-а! Фу!
Л.- Считается, что кваканье — самый первый звук, услышанный на планете Земля! Хотя кваканье некоторых видов лягушек совсем не похоже на кваканье… Есть лягушки, пение которых напоминает звук флейты и звон колокольчика. В Японии есть лягушка, которую заводят в своих домах специально для услады слуха. Она поет, как птица.
С.- Нет! Нет! Я не вижу в вас пользы!
Л.- Мы поедаем насекомых, которые так неприятны человеку. В основном это жуки, комары, мухи, пауки, червяки, улитки, гусеницы, мелкие ракообразные и иногда мелкие рыбешки.
С.- Не страшно, подумаешь, комары, комаром мы уничтожим!
Учитель:
- Стоп, стоп. Дети, как вы думаете, прав ли человек, который считает себя хозяином, надо ли избавляться от лягушек?
- Мы, люди не в праве распоряжаться кому быть, а кому нет. Мы с вами тоже гости на этой планете. Например, Человек, так же, как и лягушка, не может жить без воды.
6. Учитель:
- Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода. (слайд суша и вода на планете в %)
- Много у нас воды? (Много.)
- Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 % от общего водного пространства.
- Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
- Кто же губит воду? (Человек.)
- Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.
- А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! Помните: воду надо беречь.
- Но и не только воду. Солнце, Воздух и Вода – вот, что важное!
7. Учитель:
-А знаете ли вы, что есть экологический светофор?
Красный свет — природе вред! Желтый - осторожно! Свет зеленый — как красиво! - Скажет лес тебе: "Спасибо!" (У каждого ребенка по три кружка: красный, желтый, зеленый)
(Выходит турист)
8. Сценка про туриста.
- Я встретила на полянке возле ёлки вот этого мальчика. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Мы будем вынимать из рюкзака вещи, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
(У обучающихся кружки разного цвета)
Мальчик взял:
-Пакет, что бы набрать много грибов (жёлтый) -Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра (красный ) -Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный) -Маленькое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз на опушке (зеленый) -Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик(зеленый) -Пакет с хлебом, крупой для уток, живущих на озере (зеленый свет) -Сачок для ловли бабочек (красный свет) -Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой (красный) -Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет) -Зажигалку, что бы, когда устанет, посидеть у костра (красный свет) Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе! А ты, турист, веди себя в лесу хорошо!
9. Учитель:
- Ведь лес, это – «лёгкие» нашей планеты. Причины гибели лесов: истощение леса чрезмерными вырубками, что ведёт к исчезновению растительного и животного мира лесные пожары мусорные свалки браконьерство уничтожает редких животных.
10.Учитель:
- Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране.
-Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. -Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
Обучающиеся говорят: 1. Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги. 2. Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге. 3. Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы. 4. На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах. 5. Сведения о восстановленных видах напечатаны на зеленых листах. 6. На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
11. Учитель -Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина
«Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину»
- Дома вы приготовили памятки. Которые я прошу вас прикрепить у себя в подъезде, давайте их зачитаем. Так же вы изготовили «Книжки – малышки», на первой странице в которых вы написали обращение растений к вам, если бы они могли говорить. Давай те зачитаем их.
1.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
2.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. 3.Нельзя разорять птичьи гнёзда. 4.Нельзя разжигать костров в лесу.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. 6.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
7. Нельзя брать маленьких животных домой.
12. Учитель:
- Давайте вывесим ваши памятки, чтобы вы все их прочитали.
13. Обучающиеся выходят по одному, прикрепляют памятки на доску (звучит песня и видео «Уголок России – отчий дом)
© 2017, Афанасьева Татьяна Михайловна 1085