СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключевые образовательные компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые образовательные компетенции – это компетенции, которые определяются на основе главных целей общего образования, структур­ного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладе­вать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Ключевые компетенции

1. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологиче­ской, учебной деятельности, соотнесенной с реальными по­знаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эври­стическими методами решения проблем. В рамках данной компе­тенции определяются требования соответствующей функциональ­ной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, стати­стических и иных методов познания.

2. Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами уче­ника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ори­ентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная тра­ектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

3. Информационная компетенция – это компетенция, при которой при помощи реальных объ­ектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеоза­пись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и пере­давать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

4. Общекультурная компетенция – это круг вопросов, по отноше­нию к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности националь­ной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологи­ческие основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, напри­мер, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечело­веческого понимания мира.

5. Коммуникативная компетенцияэто компетенция, которая включает знание необхо­димых языков, способов взаимодействия с окружающими и уда­ленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное коли­чество реальных объектов коммуникации и способов работы с ни­ми для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изу­чаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовая компетенция - это компетенция, которая означает владение зна­ниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, предста­вителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупа­теля, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обя­занностей, в вопросах экономики и права, в области профессио­нального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, дейст­вовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладе­вает минимально необходимыми для жизни в современном обще­стве навыками социальной активности и функциональной грамот­ности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования – это компетенция, которая направ­лена на освоение способов физического, духовного и интеллекту­ального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступа­ет сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его не­прерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компе­тенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культу­ра. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами без­опасной жизнедеятельности личности.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

п/п

Основные составляющие компетентности современного учителя

1

Способность к профессиональному самосовершенствованию, профессиональная любознательность

2

Умение доступно излагать материал

3

Способность организовывать детский коллектив

4

Знание своего предмета, свободное владение изучаемым материалом

5

Позитивное настроение, желание работать

6

Знание возрастной психологии, использование знаний по психологии в организации учебного процесса.

7

Умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны

8

Способность связывать учебный предмет с жизнью, демонстрация практического применения изучаемого материала

9

Знание современных достижений в области методики обучения, использование новых информационных технологий, современных методов обучения

10

Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся

11

Умение обеспечивать положительный психологический климат на уроке

12

Свободное решение задач и заданий ЦТ, олимпиад: школьных, районных, городских, республиканских, международных

13

Умение развивать интересы и творческие способности

14

Умение рационально организовать деятельность учащихся в ходе учебного занятия

15

Умение добиваться глубоких и прочных знаний по предмету

16

Знание интересов учащихся, их внутреннего мира

17

Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях, эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки знаний ученика.

18

Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем

19

Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации

20

Владение методами объективного контроля и оценивания

21

Умение увлекать деятельностью, проектами, идеями, связанными с проектами

22

Умение поддержать устойчивый интерес к предмету

23

Глубокая психолого-педагогическая и методическая подготовка

24

Содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность

25

Владение способами индивидуализации обучения

26

Владение способами личностного развития обучающихся

ЛИТЕРАТУРА

  • Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.
  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 031200 ПиМНО.
  • Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
  • Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362.
  • Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.
  • Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
  • Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 142 с.
  • Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64
  • Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
04.07.2018 20:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП