СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ключевые образовательные компетенции – это компетенции, которые определяются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Ключевые компетенции
1. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
2. Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
3. Информационная компетенция – это компетенция, при которой при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
4. Общекультурная компетенция – это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
5. Коммуникативная компетенция – это компетенция, которая включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовая компетенция - это компетенция, которая означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования – это компетенция, которая направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
№ п/п |
Основные составляющие компетентности современного учителя |
1 |
Способность к профессиональному самосовершенствованию, профессиональная любознательность |
2 |
Умение доступно излагать материал |
3 |
Способность организовывать детский коллектив |
4 |
Знание своего предмета, свободное владение изучаемым материалом |
5 |
Позитивное настроение, желание работать |
6 |
Знание возрастной психологии, использование знаний по психологии в организации учебного процесса. |
7 |
Умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны |
8 |
Способность связывать учебный предмет с жизнью, демонстрация практического применения изучаемого материала |
9 |
Знание современных достижений в области методики обучения, использование новых информационных технологий, современных методов обучения |
10 |
Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся |
11 |
Умение обеспечивать положительный психологический климат на уроке |
12 |
Свободное решение задач и заданий ЦТ, олимпиад: школьных, районных, городских, республиканских, международных |
13 |
Умение развивать интересы и творческие способности |
14 |
Умение рационально организовать деятельность учащихся в ходе учебного занятия |
15 |
Умение добиваться глубоких и прочных знаний по предмету |
16 |
Знание интересов учащихся, их внутреннего мира |
17 |
Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях, эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки знаний ученика. |
18 |
Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем |
19 |
Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации |
20 |
Владение методами объективного контроля и оценивания |
21 |
Умение увлекать деятельностью, проектами, идеями, связанными с проектами |
22 |
Умение поддержать устойчивый интерес к предмету |
23 |
Глубокая психолого-педагогическая и методическая подготовка |
24 |
Содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность |
25 |
Владение способами индивидуализации обучения |
26 |
Владение способами личностного развития обучающихся ЛИТЕРАТУРА
|
© 2018, Аверина Нина Викторовна 1523