СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Ключевые общешкольные дела (И.Ю. Шустова, П.В. Степанов)
Коллективный анализ ключевых дел
К сожалению, на практике данному этапу ключевого общешкольного дела не всегда уделяется должное внимание. Он не всегда проводится или проводится формально. А ведь этот этап очень значим как для воспитания школьников, так и для формирования педагогического коллектива, ориентированного на воспитание.
Проведение коллективного анализа прошедшего дела - действие непростое. Главными здесь являются две задачи. Первая - создание условий для того, чтобы в анализ включились все участники дела, или как можно большая их часть. Вторая - фиксация полученных результатов анализа и ориентация участников на планирование новых путей коллективного творчества: новых дел, новых способов их реализации, позволяющих преодолеть выявленные в ходе анализа ошибки и недочеты в их планировании, подготовке и проведении.
Анализ - это подведение итогов как коллективной активности, так и индивидуальной. А это значит, что педагогам важно направлять и процесс коллективного анализа, и процесс индивидуального самоанализа ребенка. Важно не только поговорить об общих результатах работы, но и, по возможности, позволить каждому участнику в отдельности задуматься над его индивидуальными результатами.
В первом случае речь идет об обсуждении таких вопросов: «Как провели дело?», «Каковы наши успехи и наши недочеты?», «Что нужно учесть в следующий раз?», «Что помогло нам достичь результата?», «Что мешало?» и т.п. Главное здесь - постараться протянуть ниточку из прошлого в настоящее, а затем в ближайшее будущее.
Во втором случае речь идет об обсуждении (вслух при всех или в виде внутреннего диалога ребенка) таких вопросов: «Что дало мне участие в общем деле?», «Какие выводы для себя я сделал?», «Какие мои сильные и слабые стороны проявились в прошедшем деле?», «Смог ли я реализовать личные цели и задумки», «Что нового я узнал о себе, о других, о мире?», «Насколько я лично удовлетворен
результатами дела?», «Что я хотел бы изменить в будущем и как это сделать?» и т.п.
Общие требования к коллективному анализу дела таковы:
Формы проведения коллективного анализа могут различными.
Самая распространенная из них - это «Разговор по кругу», когда каждому по очереди дается слово и он высказывает свое мнение о прошедшем деле. Видимое преимущество этой формы (простота и удобство) может обернуться минусом, превратив такие поочередные высказывания в формальные или простые повторы уже сказанного ранее. Один из выходов - предоставить участникам право пропустить свою очередь в высказываниях и вернуться к нему тогда, когда будет желание.
Это может быть и самый обычный «Свободный разговор», который модерирует ведущий, и в рамках которого может высказываться кто хочет и когда хочет. Главное, чтобы это было высказывание по сути обсуждаемого дела, не превышало лимита допустимого времени на высказывание и не обижало других участников.
Еще одной формой проведения анализа может стать процедура «Время на шум». Анализ сначала проводится в микрогруппах, а затем микрогруппы высказывают свое общее мнение в классе / в отряде / на общем сборе. Микрогруппам дается ограниченное время (3-5 минут), но порядок обсуждения при этом не задается. Можно дать лишь несколько обязательных вопросов, на которые нужно ответить всем. Необходимость за короткое время сформировать общее мнение группы создает ситуацию сильной эмоциональной включенности ее участников, что часто приводит к снятию многих психологических барьеров, сдерживающих отдельных ребят.
Формой анализа может стать, например, и «Газета-анкета». Все участники анализа, взяв фломастеры и ручки, на листе ватмана письменно отвечают на некоторые поставленные ведущим вопросы. Так получается газета, которую могут прочитать все. Можно сделать и несколько таких газет, в этом случае их готовит несколько различных групп (классов, отрядов и т.п.).
Какую бы форму вы не выбрали, главное помнить, что коллективный анализ должен способствовать формированию у ребят осознанного отношения к коллективному взаимодействию и к собственной деятельности, а это является важным ресурсом как для развития коллектива в целом, так и для развития личности ребенка.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 1208