СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники белорусских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Белорусские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Соответственно традиционный репродуктивный способ обучения устарел. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Именно поэтому, на мой взгляд, многие современные педагоги все больше склоняются к идее активной оценки. Активная оценка (АО) – это своеобразная интерактивная оценка прогресса ученика и его понимания материала таким образом, чтобы можно было очертить, как ученик будет учиться дальше, какими методами его лучше учить. Более простым языком: АО - это представление информации, которая помогает учиться. Фактически АО соединяет разные активные методы в единую систему работы. Это методика, которая помогает учителям хорошо учить, а ученикам успешно учиться.
Исследования, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что активная оценка представляет собой весьма действенный метод улучшения ученических результатов. Я также увидела этому реальные подтверждения в ходе применения на практике ее элементов.
Особо хочу остановиться на ключевых вопросах (КВ). Я и ранее использовала в ходе осуществления проблемного обучения учащихся нечто подобное. С помощью КВ учащиеся с первых минут урока вовлекаются в процесс обучения. Порой даже самые ленивые, заинтригованные подобными вопросами, начинают «активничать». Сам процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным. Согласна со многими коллегами, которые используют КВ, что они являются своеобразным «крючком», цепляющим внимание учащихся и не отпускающим до тех пор, пока ответ не найден».
На уроках истории КВ вообще являются хорошим подспорьем, т. к. могут отражать основные цели как одного урока, так и серии уроков или даже целого раздела. Кроме того, учащиеся используют при этом всевозможные способы поиска ответа, причем им интересно «дойти до этого самим» (пусть где-то с помощью учителя, одноклассников или даже родителей, но самим!). А не это ли важнейшее достижение учителя? А. Дистервиг говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
На своих уроках я всегда стараюсь применять КВ. Это могут быть открытые вопросы, неоднозначные высказывания, цитаты, отрывки стихов, проблемные ситуации, гипотезы, иллюстрации… Таким образом, у меня сформировалась целая «копилка», которая пополняется и КВ из опыта других учителей.
Примеры КВ из практики:
5 класс: Тема «Великая греческая колонизация»: 1. Действительно ли греческую колонизацию можно назвать великой? 2. Почему Сократ сказал: «Греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота»?
Тема «Древнегреческий театр и праздники»: 1. Правы ли были древние греки, называя театр «лекарем» и «школой для взрослых»? 2. Почему главное условие Олимпийских игр «священное перемирие» не соблюдается сегодня во время проведения таких игр?
8 класс: Тема «Эпоха Петра Великого»: На ваш взгляд, Петр I направил Россию к свету европейской образованности, ввел ее в число европейских держав ИЛИ Петр I подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил её скверной подражательства чужому.
10 класс: Тема «Гражданская война и иностранная интервенция»: Жестокости большевистского "красного террора" в годы Гражданской войны могут быть объяснены (но не оправданы!) накопившимся озлоблением неимущих, их низким культурным уровнем, анархистскими настроениями. А жестокости "белого террора"? Почему культурные и образованные люди могли творить насилие в таком размере?
11 класс: Тема «Становление индустриального общества»: Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?
Конечно, формулирование КВ – дело непростое, но очень интересное и полезное. Иногда я предлагаю своим учащимся самостоятельно попробовать сформулировать КВ. Бывают интересные варианты. Такая практика у меня родилась из ситуации на уроке, когда ученик (я таких называю «птица-говорун») после объявления мной темы урока, не дав еще мне и слова сказать, громко высказал свое мнение по данному вопросу. Тема урока была посвящена эпохе перестройки в СССР. Учащийся сразу выпалил: «Горбачев развалил такую страну, с которой все считались и боялись. Кому нужны были его перестроения?». Эти высказывания натолкнули на формулирование следующего КВ: М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
Несмотря на очевидность пользы от применения КВ в ходе обучения, часть учителей истории их не жалует. Одни – потому что их использование требует дополнительного времени и труда, другие – потому что не хотят сходить с привычной, годами, а то и десятилетиями накатанной методической колеи, третьи – просто не понимают или не умеют это делать. Причём все находят своему такому отношению обоснование. «От историков ждут рассказа, почему случилось так, а не иначе, – утверждает, например, профессор А. К. Соколов. – Именно поэтому история выступает как текст, как повествование, как рассказ. В этом состоит её отличие от других наук». Абсолютно не согласна с этим. История должна давать через применение активных методов обучения, в том числе элементов АО, возможность учащимся не просто не потерять интерес к данной науке, а при этом еще мыслить, творить, узнавать, делиться приобретенным с другими. И учитель, который хочет сам получать удовлетворение от процесса обучения, желающий пользоваться уважением со стороны учащихся и коллег, должен пройти этот нелегкий путь вместе с ними, сотрудничая и совместно преодолевая трудности.
© 2016, Разнорович Татьяна Юрьевна 1023