СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективно – творческие дела в летнем лагере отдыха как условие социального взросления детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное взросление, приобщение детей к навыкам самообслуживания, умениям выстроить коммуникации является важным для жизни каждого ребёнка. Формирование социальной активность, толерантность, выносливости, так называемых личностных важных качеств наиболее практично можно осуществлять в период пребывания детей в лагере отдыха.

Следует отметить, что в лагере созданы такие условия для детей, которые позволяют за короткий период пребывания проявить и закрепить многие социально важные навыки и компетенции. Некоторые мы можем выделить в данной статье. [1,2,4]

К таким педагогические условиям можно отнести возможность формирования навыков социального взаимодействия: -индивидуальный выбор активности ребенка на «Центре возможностей», с правом изменения первоначального выбора в «Навигаторе твоих возможностей» (заполненного дома, зачастую совместно с родителями) после участия в марафон – старте «от А до Я», в котором состоялась презентация площадок «Центра возможностей»;

-процессы самоуправления, участие в советах лагеря (совет командиров, чистоты, безопасности, информации, спорта), чередования творческих поручений, на основе интересов и потребностей каждого члена отряда, с учетом общей цели;

-комплекс мероприятий, направленных на мотивацию социального взаимодействия детей внутри отряда и между отрядами;

-обеспечена интенсивность общения детей разных возрастов через организацию общественно-значимой деятельности.

Данные условия нашли отражение в авторской программе «Фестивальное лето в «Орлёнке» детского лагеря «Стремительный» ВДЦ «Орлёнок».

При формировании отряда, в программе предложено использовать игры и дела, которые интегрируются в программу смены, и которые были апробированы в ходе обучения в «Школе вожатых» ГБОУ ВО МО «МГОУ», в ходе работы в качестве вожатых, в ДОЛ «Жемчужина», ЛОК «Заря», ДОЛ «МУЛЬТ-ФИЛЬМ», в процессе работы ДОЛ «Морской», во время работы в образовательном лагере «Ёлка».

Необходимо подчеркнуть, то, что отрядные игры и мероприятия, были многократно апробированы из в авторской программы «Фестивальное лето в «Орлёнке», разработанной детским лагерем «Стремительный» ВДЦ «Орлёнок». Отрядные игры, дела и упражнения, которые помогли создать детский коллектив в период летних смен в лагере: - подготовка встречного уголка и «сюрпризок» к приезду детей. На встречном уголке мы готовим стенд «Давай познакомимся», где каждый ребенок при заезде записывает короткую первичную информацию о себе (фамилия, имя, интересы, ссылку на социальные сети ВКонтакте и Instagram). «Сюрпризки» - это начало знакомства детей с традициями ВДЦ «Орлёнок». На кровать каждого ребенка была наклеена звезда с номером отряда, а на кровать мы положили конфету со специально подготовленным индивидуальным мотивирующим посланием для участника смены;

- Игры на первичное и вторичное знакомство, такие как «Имя-жест», «Паровоз», «Мы идём в поход», «Три факта», «Одеяло» и другие.

- Упражнения на снятие эмоционального напряжения / так называемые «игры-ледоколы», например «Дрозд», «Коридор», «Зеркало» и многие другие.

- Упражнения на взаимодействие: «Комплимент», «Путаница», «Я тебя услышу», «Счёт» и т.д.

- Упражнения на доверие и сплочение: «Коридор доверия», «Свободное падение», «Сидячий круг» и т.п.

- Игры и упражнения на выявление лидера: «Напиши зверя», «Шаг вперед», «Карабас». Помимо этого, конечно, использовалось наблюдение.

- Упражнение «Триптих» описала Л.Т. Потанина [3]. Игра направлена на достижения групповой сплоченности, и ее основная цель - дать детям почувствовать радость совместного творчества, дать группе ощутить себя чем-то целым. Суть игры в следующем: Все сидят лицом в круг. Воспитатель говорит: «Сейчас мы все вместе будем рисовать картину, и делать это мы будем не карандашами или красками, а словами. Да, именно словами, вы не ослышались. Я беру большой лист бумаги и рисую на нем линию горизонта. Теперь я передаю эту картину тебе,. (имя сидящего рядом участника). В данной методике не имеет значения, в какую сторону будет передаваться картина, но в ВДЦ «Орлёнок» есть традиция идти против часовой стрелки, чтобы замедлить время, проведенное в этом месте. Дети к этому моменту уже знакомы с данной традицией и те, кто не боится высказываться, всегда садятся правее вожатого. Эти дети очень уверенно чувствуют в себя в отряде и зачастую являются лидерами. Дети, севшие в середине отряда, ближе к левой части отряда от воспитателя, пока еще стесняются и хотят выслушать мнение других детей и лишь после этого высказаться сами. После организационного периода месторасположение ребенка в кругу отряда не имеет такого значения, они просто садятся рядом с вожатыми, своими друзьями или на свободное место, если подошли к отряду чуть позже. Участник «берет картину и говорит: «Я вижу на этой картине линию горизонта, которую нарисовал. (воспитатель/имя воспитателя) и рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину), теперь я передаю эту картину. (имя следующего по кругу участника)».

Таким образом, каждый участник называет все, что до него «нарисовали» другие, в том порядке, в каком эти предметы появились на картине, при этом, добавляя к названию каждого предмета: «. который нарисовал (имя автора)». Чаще всего один воспитатель начинает это упражнение, а другой завершает, дорисовывая в картине то, что привело бы отрядную картину к «совершенному рисунку отряда», к которому дети и будут стремиться. Эта картина зависит от общеотрядной цели, которую дети совместно с воспитателями ставят на сборе целеполагания.

- Мастер класс по созданию подарков друг другу «Лодочка» (техника оригами), методику проведения описывала Е.К. Брыкина. Эти лодочки в последующем будут использованы на огоньке-знакомстве и в крайний день смены перед отъездом детей [1,3].

Важными социально-бытовыми способами организации детей могут выступать коллективно-организационные дела: -организационный сбор (Выборы органов самоуправления, определение названия и девиза отряда). Оформление отрядного уголка; - КТД «Загони джина в бутылку». Все пишут на листочках, не называя имени и фамилии, свои пожелания на смену. Воспитатель их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Листочки складываются в бутылку с надписью «Джин» и открывают ее только в конце смены на итоговом сборе. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет; - КТД «Гороскоп». Отряд распределяется по группам – знакам зодиака (может быть другой признак: время года, в который родились; интересы; наличие братьев и сестер и т.д.). Каждая группа готовит рассказ и маленькую визитку о своем знаке зодиака (его характеристиках). Это упражнение дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны. После выступлений – краткая характеристика общего «созвездия отряда».

Играми на формирование социальных навыков, навыков кооперации могут выступить следующие: -дежурство по территории лагеря «Лагерь мой – моя Каравелла». Целью игры выступает идея показа того, на сколько, важно содержать лагерь в чистоте. К примеру, по графику работы воспитателей ВДЦ «Орлёнок» детского лагеря «Стремительный» у вожатых есть дежурство по столовой и территории. В ходе дежурства воспитатели контролируют порядок на территории лагеря, мы подключаем к этой деятельности и детские отряд младших школьников. Они обязаны ходить, контролировать и помогать поддерживать порядок на отрядных и костровых местах, спортивных площадках и дорожках детского лагеря «Стремительный»

Результатом может быть: отличное настроение, поощрение детей, убранная территория лагеря, сплочение отряда, осознание детьми того, что лагерь-это их дом, и они должны содержать его в чистоте.

Смена лагеря ограничена во времени, у вожатых большая мультизадачность и высокая ответственность за конечный результат. Поэтому необходимо в короткие сроки, в первые дни, оптимально и эффективно сформировать отряды и организовать время детей, чтобы запомнилось на многие годы и сформировать важные социальные навыки социального созревшего ребёнка. Для этого существует копилка игр для вожатых, которой многие пользуются. Вот наиболее эффективные и проверенные на практике игры: - огонек-знакомство «Нас объединил Стремительный». -фото-кросс «Лето – это маленькая жизнь». Суть коллективного дела заключается в следующем: отряд получает маршрутный лист и самостоятельно выполняет задания и придумывает креативные фотографии («сделать фотографию с куратором вашей смены», «на камне высечена дата…», «фото в том месте, где началась ваша смена», «над нами небо!» и т.д.), в случае возникновения трудностей воспитатель помогает определить место и придумать идею фотографии.

Важным для педагогической копилки могут быть следующие коллективные дела-игры. - Тематический день Центрального федерального округа, в котором отряд может выступить организатором всех дневных мероприятий, начиная с утренней тематической зарядки, которую могут провести дети совместно с воспитателями, завершая общелагерным эко-дефиле;

- подготовка фестивальных номеров и сопровождения к ним: суть - совместные речёвки и кричалки («Еду на танке», «Чика-Бум» и т.д.) для поддержания высокого эмоционального фона и сплочения коллектива;

- подготовка плакатов для поддержки на общелагерных делах ребят от одного отряда для поддержки ребят детского лагеря «Стремительный» на общецентровских делах;

- традиция поздравления именинников «С днём рождения», подготовка поздравлений на отрядном и общелагерном уровне; - запуск и проведение игры «Тайный друг»; - музыкально – игровой час «Ты, да я, да мы с тобой»

Все выше перечисленные задания являются играми (испытаниями) на первичное и вторичное знакомство, сплочения, взаимодействие, а также выявления лидеров.

Психологический смысл упражнений: развитие социально важных навыков, коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; осознание важности этих качеств, для эффективной работы группы; развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща [5].

А так же, включены приёмы, которые помогают создать уютную атмосферу в коллективе, и являются уникальными в каждом отряде.

Таким образом, летнем лагере для детей, в том числе. Младшего школьного возраста, важным является формирование социальных навыков: выстраивание дружеских отношений, умения самообслуживания, помощь товарищу, социально одобряемая взаимовыручка. Важны в этом случае педагогические условия для социального взросления детей в условиях, в дали от родителей.

29.01.2022 10:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП