СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективный способ обучения младших школьников как условие формирования их самостоятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Известный немецкий педагог Дистервег советовал: "Приучай ученика трудиться. Сделай так, чтоб он не только полюбил труд, но и породнился с ним, чтоб он стал его второй натурой… Приучи к тому, чтоб ему было невозможно иначе, чем собственными силами что-либо усвоить, чтоб он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои возможности, вырабатывал в себе стойкого человека". Именно этим требованиям отвечает технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко. Профессор В. К. Дьяченко рассматривает технологию коллективного способа обучения как наиболее значимую для современного этапа реформирования школы. Эта коллективная форма обучения предполагает работу учащихся в парах сменного состава, при которой расширяются объективные возможности обучения. У каждого учащегося своя тема, которую он прорабатывает самостоятельно, а потом объясняет ее своему товарищу.

Учебная работа в парах используется с давних пор. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, групповой и индивидуальной), она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь редкие эмпирические описания, не говоря уже об обобщенных технологических рекомендациях Архиповой В.В., Дьяченко В.К., Мкртчяна М.А. про коллективную организационную форму обучения.

В господствовавшем до Средних веков индивидуальном способе обучения (в периодизации В.К. Дьяченко) организационная структура учебного процесса складывалась из индивидуальной и парной форм обучения, при этом парная форма являлась ведущей. То были постоянные пары «учитель-ученик». Это традиционная форма обучения, в которой отводилась мизерная доля для самостоятельной работы учащихся. С именем Александра Григорьевича Ривина связана эмпирическая находка начала XX века – метод оргдиалога, т.е. коллективная организационная форма обучения – работа в парах сменного состава, которая дает больше возможностей для самостоятельной учебной деятельности школьников.

Рассмотрим пример: Пусть учащийся самостоятельно изучил решение примеров и задач на нахождение среднего арифметического и выполнил упражнения для закрепления этого навыка. Что мы видим сегодня – оценку. А в новом процессе – обучение товарища. Выходит, только что научился сам – сразу научи другого. Эта новая задача меняет отношение ученика к содержанию самостоятельной работы (надо все понять и выполнить качественно, чтобы обучить другого) и заставляет заботиться о том, чтобы изученное объяснить товарищу.

Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми ролей учителя и ученика. При этом данная технология позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры, игровые ситуации на уроках математики в 1- 4 классах.

Урок организуется таким образом, чтоб каждый школьник по очереди был то "учителем", то "учеником" и отвечал не только за свои знания, но и за знания товарища.

Усвоение КСО начинается с первого класса. Сначала учитель учит детей работать в парах постоянного состава. С этой целью заготавливаются карточки с заданиями. Например, по теме "Прибавление и вычитание единицы" можно приготовить карточки:

Карточка№1

3+1 4+1

5+1 7+1

На обратной стороне написать: " Прибавить один - это назвать последующее число".

Карточка№2

6-1 7-1

3-1 4-1

На обратной стороне: "Вычесть один - это назвать предыдущее число".

Дети получают по одной карточке, и в течение нескольких учебных дней (на уроках, переменах и т.д.) учитель объясняет каждому (и не один раз), как надо выполнять задание. Затем ученик объясняет учителю, как он будет выполнять это задание. Таким образом осуществляется первый шаг подготовительной работы.

Второй шаг - работа в парах. Каждый ученик получает карточку и самостоятельно выполняет задание. Затем показывает свою карточку соседу по парте и помогает ему разобраться в новом задании.

Далее учитель предлагает детям, которые сидят за одной партой, поменяться карточками и выполнить задание товарища - третий шаг.

Четвертый шаг - обучение работать в парах сменного состава или динамичных парах. Сначала объединяются 4 чел., которые сидят за двумя партами. Обмен карточками осуществляется следующим образом: по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

В итоге каждый школьник выполняет по четыре задания. Такая организация работы удобна и для учителя, и для учеников.

Пятый шаг - создание сменных составов по типу игры "ручеек". Дети сидят парами один за одним в три ряда. Сначала задания на карточках выполняют ученики в парах постоянного состава (сосед с соседом). Затем осуществляется смена пар между детьми каждого ряда, которые сидят справа.

С первой парты ученик идет на последнюю, а остальные перемещаются на одну парту вперед. Движение осуществляется до того момента, пока все дети, которые сидят справа, не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева. При такой смене потребуется 8 карточек для каждого ряда. Когда проводится игра "ручеек", каждый ученик может проговорить решение 16 примеров.

Шестой шаг включает обучение школьников работе в парах свободного перемещения по классу. Дети сначала работают в парах постоянного состава. После того, как задания выполнены и проверены обоими учениками, пара распадается. Чтоб показать, что они свободны, дети поднимают руки (сигнальные карточки). Из свободных учеников создаются новые пары, которые продолжают обучать друг друга по своим карточкам. Когда возникают сомнения, школьники могут свериться с карточками "Проверь себя", которые лежат на столе педагога. Во время работы ученики свободно перемещаются по классу, обсуждают с партнерами способы решения примеров, выясняют спорные вопросы. При необходимости обращаются к учителю.

Работая в парах, дети за правильный ответ ставят друг другу отметки или +. Если партнер не справляется с заданием, ему помогает "учитель". Понятно, что в классе появляется рабочий шум, однако педагог следит за тем, что бы он не мешал окружающим, учит культуре коллективного труда.

Таким образом, при работе с карточками в паре каждый из учащихся проделал не менее двенадцати различных действий: читал, слушал, пересказывал, продумывал объяснение товарищу, придумывал и задавал вопросы. Отвечал на вопросы, обсуждал ответы, выполнял устные и письменные задания, сверял работу товарища со своей. И каждый новый вид деятельности – новый этап усвоения, осмысления темы, новые приёмы глубокого и прочного запоминания учебного материала.

Технология КСО имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными формами обучения:

- формируется навык самостоятельной учебной деятельности;

- у детей совершенствуются навыки умственной деятельности, логического мышления, актуализируются приобретенные знания и предыдущий опыт;

- активизируются и развиваются все виды памяти - слуховая, зрительная, моторная;

- каждый ребенок чувствует себя комфортно, т.к. работает в индивидуальном темпе;

- у учеников повышается ответственность не только за себя, но и за товарищей;

- формируется адекватная самооценка личности, ребенок определяет собственные возможности и способности;

- формируется познавательная активность школьников, у них возникает потребность в знаниях.

Учебная деятельность в роли ученика необходима, но при традиционной постановке обучения младшие школьники не видят ее социальной значимости. Участие ученика в преподавании, в обучении других принципиально меняет его позицию и весь характер деятельности в процессе обучения. Деятельность ученика приобретает социальную значимость. Этот факт имеет огромное нравственное значение, особенно для младшего школьного возраста. У каждого ученика при систематическом исполнении "преподавательских функций" повышается мотивация учиться самому, так как ему придется изучаемый материал изложить другому. Раз меня научили - я научу других, а обучение других - самый надежный способ глубокого усвоения изучаемого материала! Нравственная и образовательная сторона в этом случае взаимодополняют друг друга.

Делая вывод, хочется сказать, что сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.

Литература

  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. Учебное пособие. - М. - 2000. - 614с.
  2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М. - 2000. - 327с.
  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М. - 1989. - 247с.
  4. Теоретические основы и практика коллективных занятий. Методические рекомендации. - Л. - 1991. - 67с.
26.01.2025 14:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП