СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно – исследовательскую деятельность.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в общеобразовательной средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.
- «Как учить детей?» - «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?» - «Каким способам деятельности обучать детей?» Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
Таким образом актуальность данного опыта заключается в том, что в кодексе Республики Беларусь об образовании одним из основных требований к организации образовательного процесса является компетентностный подход.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих организовывать свою деятельность: определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу, анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или опровергать, применять полученные знания на практике. Ведь ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Такие ситуации можно создать с помощью проблемно-исследовательской деятельности.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределѐнности при решении актуальных для них проблем.
Мне нравятся динамичные уроки, рабочая обстановка, где ребята не только слушают и запоминают, но и активно сами «добывают» знания. Поэтому компетентностный подход в обучении учащихся школьному курсу химии реализую через использование методов проблемно-исследовательской деятельности (это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно). Данные методы привлекают меня своей нестандартностью, открывают большие практические возможности, способствуют развитию творчества, преодолению пассивности детей на уроках, повышению качества знаний по предмету, тем самым формируют и развивают ключевые компетентности у учащихся.
Проблемно - исследовательская деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ:
1.Усиливает самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
2.Способствует использованию индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;
3.Способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладной характер;
4.Способствует развитию умений творчески мыслить;
Проблемно-исследовательский подход в обучении предполагает все формы организации деятельности учащихся по получению результатов: коллективная, групповая, индивидуальная.
При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Как это решается на учебном занятии?
Этапы проблемного обучения:
1. Подготовка к восприятию проблемы.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Формулирование проблемы — это итог возникшей проблемной ситуации. Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Это познавательная задача, которую ставит перед учащимися учитель. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.
4. Решение проблемы. Он состоит из нескольких ступеней: а) выдвижение гипотез, б) построение плана решения для проверки каждой гипотезы; в) подтверждение или опровержение гипотезы.
Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.
Обсудив гипотезы, прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.
5. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике. Оформление итогов работы.
1.Мотивация учеников (самоопределение к деятельности)
Подготовка к восприятию проблемы
«Нет интереса – нет успеха!»
На данном этапе нужно мотивировать учащихся к познавательной деятельности на уроке, т.е пробудить их интерес и актуализировать их мышление.
Актуализировать знания можно через проверку домашнего задания, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме.
Приёмы мотивации:
а)Загадка, тайна.
7 кл. Тема урока - «Соли»
Рассказ о веществах, классовое название которых означает «рождённые солнцем» (многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде, но как только солнечные лучи выпарят воду — эти вещества предстают перед нами во всей своей красе.)
б)Проблемный вопрос, проблемная ситуация.
11 кл. Тема урока - «Полярная и неполярная ковалентная связь. Одинарные и кратные связи».
Прошу представить учащихся, что они учёные, которые приехали на симпозиум, тема которого звучит согласно теме нашего урока. Подумайте и запишите вопросы, которые вы зададите докладчикам.
в)Противоречие фактов.
11 кл. Тема урока - «Водород».
Почему водород занимает в ПСХЭ два места: среди типичных металлов и типичных неметаллов?
г) «Черный ящик»
При изучении темы «Кислород» в 7-ом классе на одном из уроков можно использовать данный приём — спрашиваю: «У кого из учащихся есть желание помочь мне — объяснить, что в коробочках»
Как то, что лежит в коробочках связано с изучаемым веществом?
Данный этап позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.
2.Способы создание проблемной ситуации.
Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Задание должно иметь личностную значимость для школьников, поэтому рассматриваемые задания имеют прикладной характер. Класс может быть готов к её решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет чётко сформулирована проблема.
Способы создания проблемной ситуации на уроке.
а)Можно использовать противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами. Например, учитель задаёт вопрос: «Можно ли, пропуская оксид углерода(IV) через известковую воду, получить прозрачный раствор?» Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а учитель демонстрирует образование растворимого вещества.
б)Построение гипотезы на основе известной теории.
На уроке в 9 классе «Химические свойства уксусной кислоты».
Как вы думаете будет ли уксусная кислота обладать такими же общими свойствами как и все неорганические кислоты?
в)Создание ситуации неопределённости.
Создаются при ознакомлении учащихся с информацией, вызывающей удивление или поражающей своей контрастностью, или необычностью. При изучении темы «Алюминий» в 11 классе учащимся можно сообщить следующий факт: в середине 19в алюминий относился к драгоценным металлам и из него делали ювелирные украшения, значимые подарки (например, чашку лабораторных весов для Д.И. Менделеева).
г).Ситуация конфликта.
Ситуации конфликта, в основе которых лежат противоречия между ранее усвоенным материалом и материалом, изучаемым на уроке; между данными науки и жизненными (бытовыми) представлениями школьников; между предсказанным теоретическим ходом эксперимента и реально наблюдаемыми процессами.
Например, при изучении закона сохранения массы веществ в 7 классе. Колба, запаянная с металлом, взвешена до реакции. После прокаливания сосуд был открыт и взвешен. Почему его масса увеличивается?
д)Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель.
Имеются реактивы: цинк, вода, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид натрия и др. используя данные реактивы получите более рациональным способам (или несколькими способами) гидроксид цинка
е)Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях.
При изучении темы «Валентные возможности атомов элементов А-групп» в 11 кл.
ж)Или предложить решать практико-ориентированные задачи:
Пример:
Определите формулу углеводорода циклического строения Мr которого 78, а массовая доля углерода и водорода составляет 0,92308 и 0,07692 соответственно. Укажите области его применения. Из данного углеводорода получите вещество, которое обесцвечивает бромную воду и способно вступать в реакцию полимеризации.
з)Ситуация предположения.
Предположите на основании строения глюкозы: какими химическими свойствами она будет обладать?
С помощью каких реакций можно доказать бифункциональные свойства глюкозы?
3.Формулирование проблемы.
Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.
4.Решение проблемы.
Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.
5.Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение. Или ответ свой находят с помощью выполнения ряда теоретических заданий.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа.
Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика
Моя роль как педагога при организации и проведении исследовательской деятельности не является доминирующей. Я сотрудничаю с учащимся как консультант: подсказываю, как правильно работать с оборудованием, поставить эксперимент. Так, выполняя работу по исследованию качества питьевой воды, полученной из различных источников в г.Гродно учащимися сделаны выводы и даны рекомендации. Выполняя научное исследование, ученик приобретает навыки самостоятельного творчества, самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения, которые будут полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. Человек, получивший навыки творчества, сможет найти себя в любом деле.
© 2018, Андросова Наталья Петровна 336