СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста через коррекцию в эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Комплекс групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста через коррекцию в эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности направлен, на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Цель: коррекция эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности детей среднего дошкольного возраста

Задачи:

  • Формировать у детей адекватную самооценку.
  • Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей.
  • Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  • Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Данный комплекс ориентирован на коррекционную работу с детьми 4-5 лет, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально – волевой и социально-личностной сферах. Данные нарушения выявляются на основе проведенных диагностических исследований. Диагностика проводиться согласно плану работы психолога в начале учебного года и в конце. Диагностика в конце учебного года показывает результаты проведенных мероприятий. Работа проводиться в подгруппах по 4-5 человека и индивидуально с детьми.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника: эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции); когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения); поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения); двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Аннотация

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в Казахстане, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 5 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, внутреннему эмоциональному переживанию, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».

Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях детского сада разработать комплекс, направленный на коррекцию эмоционально – волевой и социально-личностной сферах детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.

Данный комплекс ориентирован на коррекционную работу с детьми 4-5 лет, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально – волевой и социально-личностной сферах. Данные нарушения выявляются на основе проведенных диагностических исследований. Диагностика проводиться согласно плану работы психолога в начале учебного года и в конце. Диагностика в конце учебного года показывает результаты проведенных мероприятий. Работа проводиться в подгруппах по 4-5 человека и индивидуально с детьми.

При составлении данного комплекса были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Давай познакомимся!» (автор – составитель И.А. Пазухина, «Вкус и запах радости» (Л.А. Никифорова).

Комплекса групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста через коррекцию в эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности направлен, на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Данный комплекс, включает ряд занятий:

  1. Индивидуальная форма работы с ребенком
  2. Групповая форма работы с детьми.

Индивидуальная форма работы с ребенком заключается в использовании следующих методов и приемов:

словесные и подвижные игры;

беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;

релаксация;

функциональная музыка;

арт-терапия;

сказкотерапия;

психогимнастика.

Структура занятий:

Ритуал приветствия: 1минуты.

Разминка – 2 минут.

Коррекционно-развивающий этап: 10 минут.

Подведение итогов – 1минуты.

Ритуал прощания: 1минуты.

Длительность: частота занятий 3 раза в месяц. Длительность каждого занятия 15минут. Период проведения занятий октябрь - май Необходимые материалы:

Рабочие тетради.

Краски и кисточки.

Расходный материал (который готовится заранее).

Раздаточный материал

Условия проведения занятий:

Принятие ребенка таким, какой он есть.

Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.

Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Игра не комментируется взрослым.

В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.

Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Групповая форма работы с детьми заключается в использовании следующих методов и приемов:

словесные и подвижные игры;

беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;

проигрывание проблемных ситуаций;

релаксация;

функциональная музыка;

телесно-ориентированная терапия;

арт-терапия;

сказкотерапия;

библиотерапия;

психогимнастика.

Структура занятий:

Ритуал приветствия: 1-2 минуты.

Разминка – 5 минут.

Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.

Подведение итогов – 3 минуты.

Ритуал прощания: 1-2 минуты.

Длительность: частота занятий 2 раз в месяц. Длительность каждого занятия 20минут. Период проведения занятий сентябрь - май Необходимые материалы:

Рабочие тетради.

Краски и кисточки.

Расходный материал (который готовится заранее).

Раздаточный материал

Условия проведения занятий:

Принятие ребенка таким, какой он есть.

Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.

Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Игра не комментируется взрослым.

В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.

Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр. Раздаточный материал по количеству детей. Наполняемость детей в группе 4-5 человек.

Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития. По окончанию реализации проведенных занятий проводиться повторная диагностика, где по мониторингу можно увидеть успехи и неудачи реализации данного комплекса.

Применение комплекса групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста педагогами- психологами может корректироваться в зависимости от личностных особенностей детей.

Предполагаемый результат: улучшение показателей эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности, познавательных процессов. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитии личностных особенностей детей и познавательных процессов.

Комплекс групповых коррекционно – развивающих занятий для детей

среднего дошкольного возраста.

Тема: «Осень»

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие мышления речи; развитие двигательных навыков; совершенствование навыков общения; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: мягкая игрушка «Котенок»; сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; карточки; тарелочки; простые карандаши.

Содержание

  1. Организационный момент.

Приветствие группы – дети спрашивают друг друга о самочувствии и настроении. «Подари улыбку друг другу».

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка – Котенок.

  1. Основной этап.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Какие приметы осени вы знаете?

- Какой сейчас месяц?

- Вы можете вспомнить название всех осенних месяцев?

Психолог прикрепляет к доске сюжетные картинки с изображением различных времен года.

- Найдите картинку, на которой изображена осень?

- Как вы догадались?

Дети перечисляют признаки осени.

Психолог рассказывает детям о событиях, происходящих в растительном и животном мире в осеннюю пору.

- Когда за окном сырой и холодный осенний ветер, очень хорошо сидеть на мягком диване в теплой комнате и играть с веселым, пушистым котенком.

Психолог показывает детям игрушечного Котенка.

- Давайте расскажем Котенку стихотворение:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза веселые,

Зубки белые.

Дети хором повторяют.

- Молодцы! Котенок благодарит вас и просит сказать, чем отличаются два рисунка, которые я вам сейчас раздам.

«Найди отличия» (игровизор)

«Осенние приметы»

- Когда я назову примету осени, хлопаем в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо.

- Листья падают

- Дети купаются

- Сосульки тают

- Идет холодный дождь

- Расцветает подснежник

- Дети катаются на коньках

-Молодцы!

«Фрукты и овощи».

Психолог прикрепляет к доске изображения фруктов и овощей.

- Посмотрите в верхнем ряду находятся фрукты. Они растут на деревьях в саду, а в нижнем – овощи. Они растут в огороде на грядке. Назовите фрукты.

- Какие еще вы знаете фрукты?

- Назовите овощи.

- Слушайте внимательно. Я скажу всего одно слово, но вы сможете догадаться, какой овощ или фрукт я загадала:

- Красный……помидор

- Красное……яблоко

- Желтая…….репа

- Желтый…….лимон

- Оранжевый……апельсин

- Оранжевая …….морковь

- Зеленый …….огурец

- Зеленая……груша

- Молодцы!

Игра «Кто самый внимательный?»

По кругу стоят 5 стульев, 6 детей встают вокруг них.

- Дети пока я хлопаю в ладоши, вы бегаете вокруг стульчиков, как только я перестаю хлопать, сразу садитесь на любой стул. Кто останется без стула будет помогать мне хлопать.

- Молодцы!

  1. Итог.

Рассказываю о занятии. Прощаются.

11.10.2017 19:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП