СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Комплекс групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста через коррекцию в эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности направлен, на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Цель: коррекция эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
Данный комплекс ориентирован на коррекционную работу с детьми 4-5 лет, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально – волевой и социально-личностной сферах. Данные нарушения выявляются на основе проведенных диагностических исследований. Диагностика проводиться согласно плану работы психолога в начале учебного года и в конце. Диагностика в конце учебного года показывает результаты проведенных мероприятий. Работа проводиться в подгруппах по 4-5 человека и индивидуально с детьми.
Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника: эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции); когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения); поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения); двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Аннотация
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в Казахстане, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 5 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, внутреннему эмоциональному переживанию, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».
Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.
В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях детского сада разработать комплекс, направленный на коррекцию эмоционально – волевой и социально-личностной сферах детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.
Данный комплекс ориентирован на коррекционную работу с детьми 4-5 лет, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально – волевой и социально-личностной сферах. Данные нарушения выявляются на основе проведенных диагностических исследований. Диагностика проводиться согласно плану работы психолога в начале учебного года и в конце. Диагностика в конце учебного года показывает результаты проведенных мероприятий. Работа проводиться в подгруппах по 4-5 человека и индивидуально с детьми.
При составлении данного комплекса были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Давай познакомимся!» (автор – составитель И.А. Пазухина, «Вкус и запах радости» (Л.А. Никифорова).
Комплекса групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста через коррекцию в эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности направлен, на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Данный комплекс, включает ряд занятий:
Индивидуальная форма работы с ребенком заключается в использовании следующих методов и приемов:
словесные и подвижные игры;
беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
релаксация;
функциональная музыка;
арт-терапия;
сказкотерапия;
психогимнастика.
Структура занятий:
Ритуал приветствия: 1минуты.
Разминка – 2 минут.
Коррекционно-развивающий этап: 10 минут.
Подведение итогов – 1минуты.
Ритуал прощания: 1минуты.
Длительность: частота занятий 3 раза в месяц. Длительность каждого занятия 15минут. Период проведения занятий октябрь - май Необходимые материалы:
Рабочие тетради.
Краски и кисточки.
Расходный материал (который готовится заранее).
Раздаточный материал
Условия проведения занятий:
Принятие ребенка таким, какой он есть.
Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Игра не комментируется взрослым.
В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Групповая форма работы с детьми заключается в использовании следующих методов и приемов:
словесные и подвижные игры;
беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
проигрывание проблемных ситуаций;
релаксация;
функциональная музыка;
телесно-ориентированная терапия;
арт-терапия;
сказкотерапия;
библиотерапия;
психогимнастика.
Структура занятий:
Ритуал приветствия: 1-2 минуты.
Разминка – 5 минут.
Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.
Подведение итогов – 3 минуты.
Ритуал прощания: 1-2 минуты.
Длительность: частота занятий 2 раз в месяц. Длительность каждого занятия 20минут. Период проведения занятий сентябрь - май Необходимые материалы:
Рабочие тетради.
Краски и кисточки.
Расходный материал (который готовится заранее).
Раздаточный материал
Условия проведения занятий:
Принятие ребенка таким, какой он есть.
Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Игра не комментируется взрослым.
В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр. Раздаточный материал по количеству детей. Наполняемость детей в группе 4-5 человек.
Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития. По окончанию реализации проведенных занятий проводиться повторная диагностика, где по мониторингу можно увидеть успехи и неудачи реализации данного комплекса.
Применение комплекса групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста педагогами- психологами может корректироваться в зависимости от личностных особенностей детей.
Предполагаемый результат: улучшение показателей эмоционально – волевой и социальной сфере деятельности, познавательных процессов. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитии личностных особенностей детей и познавательных процессов.
Комплекс групповых коррекционно – развивающих занятий для детей
среднего дошкольного возраста.
Тема: «Осень»
Цель: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие мышления речи; развитие двигательных навыков; совершенствование навыков общения; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка «Котенок»; сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; карточки; тарелочки; простые карандаши.
Содержание
Приветствие группы – дети спрашивают друг друга о самочувствии и настроении. «Подари улыбку друг другу».
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка – Котенок.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Какие приметы осени вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Вы можете вспомнить название всех осенних месяцев?
Психолог прикрепляет к доске сюжетные картинки с изображением различных времен года.
- Найдите картинку, на которой изображена осень?
- Как вы догадались?
Дети перечисляют признаки осени.
Психолог рассказывает детям о событиях, происходящих в растительном и животном мире в осеннюю пору.
- Когда за окном сырой и холодный осенний ветер, очень хорошо сидеть на мягком диване в теплой комнате и играть с веселым, пушистым котенком.
Психолог показывает детям игрушечного Котенка.
- Давайте расскажем Котенку стихотворение:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза веселые,
Зубки белые.
Дети хором повторяют.
- Молодцы! Котенок благодарит вас и просит сказать, чем отличаются два рисунка, которые я вам сейчас раздам.
«Найди отличия» (игровизор)
«Осенние приметы»
- Когда я назову примету осени, хлопаем в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо.
- Листья падают
- Дети купаются
- Сосульки тают
- Идет холодный дождь
- Расцветает подснежник
- Дети катаются на коньках
-Молодцы!
«Фрукты и овощи».
Психолог прикрепляет к доске изображения фруктов и овощей.
- Посмотрите в верхнем ряду находятся фрукты. Они растут на деревьях в саду, а в нижнем – овощи. Они растут в огороде на грядке. Назовите фрукты.
- Какие еще вы знаете фрукты?
- Назовите овощи.
- Слушайте внимательно. Я скажу всего одно слово, но вы сможете догадаться, какой овощ или фрукт я загадала:
- Красный……помидор
- Красное……яблоко
- Желтая…….репа
- Желтый…….лимон
- Оранжевый……апельсин
- Оранжевая …….морковь
- Зеленый …….огурец
- Зеленая……груша
- Молодцы!
Игра «Кто самый внимательный?»
По кругу стоят 5 стульев, 6 детей встают вокруг них.
- Дети пока я хлопаю в ладоши, вы бегаете вокруг стульчиков, как только я перестаю хлопать, сразу садитесь на любой стул. Кто останется без стула будет помогать мне хлопать.
- Молодцы!
Рассказываю о занятии. Прощаются.
© 2017, Бабий Оксана Валентиновна 655