СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного ме-шочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или лю-бимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здорова-ется с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребен-ка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее услож-нение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ре-бенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, кото-рая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и па-ровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, кроко-дил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
• Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом про-износит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чу-десного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигна-лом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ре-бенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные за-труднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, на-зывает их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъяв-ляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит на-звать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
• Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?
• (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
• Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
• Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой кар-тинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ре-бенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
• Спрячь поезд (молоток, часы)
• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
• Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
Включать звукоподражания в стихотворные тексты:
Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
(Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.М.: АСТ: Астрель, 2007.)
© 2017, Брызгалова Наталья Александровна 199