© 2018, Марукян Лусине Агасиовна 4131
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зональная конференция
Доклад на тему : « Декоративная композиция»
Приготовила : Марукян Лусине Агасиовна.
Что такое «композиция»? Ее можно представить, как «клей», который собирает весь рисунок воедино. Благодаря композиции рисунок представляет собой целое, где все элементы гармонируют сочетаются друг с другом…
Слово композиция (от лат. Composition – представление) обозначает строение, соотношение частей произведения искусства, имеющее единство. Для всех без исключения видов искусства, литературы композиция произведения играет важную роль для восприятия зрителя и читателя. Во все времена во всех видах искусств высоко ценились чутье и умение выстраивать правильную композицию, динамику, движение.
В композиции не должно быть чего-то не достающего, или лишнего. Необходимо чтобы каждая деталь имела свое место и свой цвет, чтобы все части согласовались, или были подчинены главному.
В искусстве термин декоративность (от фр.decorative – украшать) может употребляться в двух смыслах.
В первом случае декоративность выполняется на плоскости с использованием двухмерной перспективы, что хорошо показывает связь предметов с пространством например в интерьере и экстерьере зданий.
Декоративная композиция
Во втором случае термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа. Таким образом декоративной является такая композиция как панно, витраж, вышивка, роспись и т.д., которая служит для придания гармонии и законченности, обогащения предметов, одежды, книжной, журнальной и рекламной продукции.
Также декоративная композиция может быть выполнена чеканкой, резьбой по дереву, камню и т.д. Декоративная композиция которая выполнена на плоскости является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли, чувства.
Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.
Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.
В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция.
Принципы и методы стилизации в декоративной композиции
Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.
Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность. Творческий процесс обобщения изображения объекта и придания ему символичности удобно делить на три основных этапа. Эти три этапа наглядней и проще всего рассмотреть на примерах создания стилизованного и абстрактного изображений древесного листа и самого дерева. В этих двух примерах (лист и дерево) будут показаны и использованы два различных подхода и метода стилизации.
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, который посвящен созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
главным образом для быта.
Декоративно-прикладное искусство - искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенное не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений
Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.
Для правильной композиции следует знать основные правила.
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.
Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.
Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.
На объемную композицию распространяются все общие закономерности, относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же время в объемной композиции действуют специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).
Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.
Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.
Один из основных законов композиции - закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность.
Микеланджело большое значение придавал контрастам объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной объемности фигур.
Монументальные произведения также строятся на контрастах. Здесь ведущую роль играют контрасты величин. Например, скульпторы монументалисты показывают малые формы у подножия крупных монументов. Это сопоставление вполне оправдано, так как произведения монументального искусства должны восприниматься со значительного расстояния и производить впечатление грандиозности.
Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение. Попробуйте выполнить это практически с помощью имеющегося белого листа и черных кусочков бумаги.
Наряду с законами композиции в изобразительном искусстве существуют определенные правила, приемы и средства.
Известно такое правило, как необходимость сюжетно-композиционного центра в композиции. Сюжетно-композиционный центр является как бы сюжетной завязкой произведения, объединяющей основные действующие лица. Особенно важно определить масштаб сюжетно-композиционного центра по отношению к размеру и формату картины, к величине и формам второстепенных объектов, к другим деталям композиции.
Большое значение имеет такое правило, как использование ритма. Применение ритма позволяет показать определенное чередование объектов, их конкретный порядок, размещение, а также дает возможность передать движение фигур людей, животных.
Художники работают над композицией, исходя из замысла произведения, используя при этом прием симметрии или асимметрии.
Для симметричной организации картинной плоскости характерна уравновешенность левой и правой частей по массам, тону, цвету и даже по форме. В таких случаях нередко левая часть почти зеркально похожа на правую. Примерами симметричного решения композиции являются «Афинская школа» Рафаэля, «Три богатыря» В. М. Васнецова.
Асимметричное расположение изображаемого в картине или рисунке не создает впечатления деления картины вертикальной осью на две равные по массам, формам и тонам части, хотя при таком построении нередко выдерживается уравновешенность всей плоскости. Обычно это характерно при показе относительного покоя в картине. Если же при асимметричном построении картины показано активное движение, то равновесие всех частей достигается за счет яркого показа ритма композиции. При этом удачно решенное произведение не производит впечатления «разбитости», дробности плоскости.
История изобразительного искусства показывает, что во все времена художники обращали большое внимание на формат картин и стремились максимально использовать действие тех или иных форматов.
Различаются следующие типы форматов: квадрат, прямоугольник (золотое сечение), удлиненный прямоугольник (горизонтальный, вертикальный). Формат влияет на скомпонованность всего изображаемого, на цельность восприятия, выразительность произведения. Выбор формата зависит от темы, сюжета, изображаемых объектов.
Характер формата зависит также от вида и жанра изобразительного искусства. Например, формат произведений монументальной живописи определяется форматом той плоскости стены, на которой исполняется композиция. Произведения монументальной живописи вписываются и в прямоугольники, и в квадраты, и в овалы, круги и полукруги, в ромбы и трапеции, в треугольники, в сложные смешанные формы.
Известные мастера мирового искусства придавали большое значение формату. Великий русский художник В. И. Суриков верил в существование определенных законов композиции и на практике стремился понять их суть. Он особо важное значение придавал определению точного формата, так как считал, что это влияет на выразительность композиции, на движение, на жизненность изображаемого. Например, в процессе создания «Боярыни Морозовой» он много работал над тем, чтобы передать движение саней. Для этого он, в частности, стремился точнее определить формат.
Немаловажное значение для выразительности композиции имеет выбор точки зрения и уровня зрения, с которых художник представляет себе изображение сюжета. Нередки случаи, когда художник, завершив работу над картиной, вдруг обнаруживает, что «в ней чего-то не хватает» и поэтому она не удовлетворяет его. Это объясняется тем, что иногда организация плоскости нарушается - одни объекты показаны с одного уровня зрения, а другие - с другого, не чувствуется цельности пространства. Случается, что художник менее выразительно, чем требовало решение темы, изобразил объекты именно с этой точки зрения. Линия горизонта в этих случаях играет исключительную роль. Она дает возможность сделать такую композицию, которая ярче выявит идейный замысел художника и вызовет более глубокие размышления зрителя.
С рассмотренными закономерностями композиции учитель знакомит школьников на уроках изобразительного искусства. Основные законы композиции педагог объясняет, раскрывая ученикам главные понятия, термины, без которых нельзя обойтись в беседах об изобразительном искусстве и при проведении занятий по рисованию.
Основой творческого развития личности, является постановка художественно-образного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в раннем детстве. Художественная практика, подкрепленная знанием различных форм композиционной деятельности, способствует развитию творческого мышления.
Творческий процесс требует глубокого проникновения того, чего надо достигнуть, порой интуиции, которая не доступна логике. А без этого искусство не существует.
Очень важно на уроках по декоративной композиции включить раздел “Ассоциативной композиции”. Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. Задания перечисленные и проиллюстрированные в данной методической разработке дадут решение по развитию ассоциативного мышления учащихся.
В заключении хочу отметить, что в изобразительном искусстве очень важны все законы композиции, зная их, ребенок сможет правильно передать свои мысли и чувства в своей картине. Это относится и к декоративной композиции- нужно соблюдать все способы и приемы, законы и средства. Мир изобразительного искусства очень богат и интересен, ребенок узнает много нового и интересного.
© 2018, Марукян Лусине Агасиовна 4131