СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект НОД в старшей группе. Речевое развитие (ознакомление с художественной литературой). Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».
Цель: Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства»
Задачи:
Образовательные:
- учить анализировать произведение;
- совершенствовать связную речь.
- формировать понятия «дружба», «друг».
Воспитательные:
- воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;
-Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях.
Развивающие:
- Развивать внимание и память при восприятии произведения.
Интеграция видов деятельности: - Социальное развитие
- Речевое развитие.
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес к содержанию рассказа, отвечают на вопросы по его содержанию, высказывают свою точку зрения.
Подготовительная работа:
Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского и его рассказами « Сверху вниз наискосок», « Подзорная труба»
Знакомство с профессиями: капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом, машинистом метро, боксером.
Оборудование: Иллюстрации к рассказу, мяч, карточки для игры «Что с чем дружит», рассказ, портрет В. Драгунского.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Все ребята встали в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
У меня дома есть старая коробка заглянула туда, там лежали разные старые вещи и среди них я увидела мою любимую игрушку в которую я так любила играть в детстве. ( показываю)
У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех, есть игрушка, которую вы любите больше других.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мячик». Я беру мячик и передаю его тому, кто стоит рядом со мной. Он берет мячик в руки и говорит рядом стоящему ребенку, какая у нее самая любимая игрушка и почему, и одновременно отдает мячик и т. д. по кругу. Игра заканчивается, когда мячик снова попадет мне в руки.
Проведение игры. Воспитатель. Я поняла, что у всех вас есть любимая игрушка.
А где у вас хранятся игрушки? (ответы детей)
Можно ли рвать и ломать игрушки? (ответы детей.)
А вот можно ли дружить с игрушками? Нам поможет понять рассказ писателя Виктора Драгунского . С творчеством этого писателя мы уже знакомы. « Сверху вниз наискосок», «Подзорная труба»).
Этот автор писал рассказы о детях, для детей. Сегодня мы с вами прочтем его рассказ «Друг детства».
Чтение рассказа. Беседа по содержанию.
Воспитатель: Ребята, так кто же такой «друг детства»?
Дети: Так говорят о человеке, с которым дружил в детстве.
Воспитатель: О ком этот рассказ?
Дети: о мальчике Дениске
Воспитатель: Кем в детстве мечтал стать Дениска?
Дети: капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом, машинистом метро, боксером.
Воспитатель: как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?
(Выслушиваются разные ответы детей). Что почувствовал мальчик?
Дети: Обиду.
Воспитатель: А что предложила мама?
Дети: Использовать вместо груши старую игрушку
Воспитатель: Какое чувство он испытал, когда увидел своего игрушечного Мишку?
Дети: он вспомнил как сам был маленьким
Воспитатель: Почему же он не стал тренировать свой удар о Мишку?
Дети: Дениска не захотел обидеть Мишку, потому что он раньше с ним дружил.
Воспитатель: Почему Дениска назвал своего Мишку «самым лучшим другом детства», «настоящим другом»?
Дети: потому что Мишка всегда с Дениской играл, слушал его сказки, спал с ним, Дениске было с ним интересно.
Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал?
Дети: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства».
Воспитатель: Но почему, же Дениска отказался от своей мечты? Чем закончился рассказ?
Дети: Мальчик решил, что он не будет боксёром.
Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик?
Дети: Правильный, мудрый, верный, хороший.
Воспитатель: Каким человеком оказался мальчик?
Дети: Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст.
Воспитатель: Что помог тебе понять автор рассказа?
Дети: автор помог понять, что друзей предавать нельзя.
Воспитатель: ребята, послушайте народную пословицу
Нет друга — ищи, а найдешь — береги.
Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя! А каким должен быть настоящий друг?
( Ответы детей). Это и вправду замечательные свойства человеческой души! Дружбой нужно дорожить.
Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединятся
Их маленькие пальчики.
– Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Соедините пальчики по очереди. А теперь поднимите руки вверх.
Воспитатель: - У меня есть игра «Что с чем дружит».
Дети подходят к столу и берут по одной картинке, затем должны найти себе пару - предмет, с которым может дружить его картинка.
Рояль дружит с гармошкой.
Перо дружит с вороной, а король с короной.
Матрац дружит с кроваткой, а портфель с тетрадкой.
Гараж дружит с шофером, а дом с забором.
Кастрюля дружит с крышкой, а жираф с мартышкой.
Рыбак дружит с рыбкой, а клоун с улыбкой.
Вспомним физкультминутку про дружбу.
Дружат все на белом свете. Дружат взрослые и дети, Дружат птицы меж собой. Дружат змейки под горой. Дружат зайцы на лужайке, Мишки, волки дружат в стайке Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)
Воспитатель: Ребята, так о чем мы с вами говорили? Правильно, о дружбе, о друзьях. Всем нам нужна дружба. Без друга очень трудно. Друзей нужно беречь.
Все вы у меня сегодня были молодцы.
Рассказ Друг детства
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
– Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны, питаясь одной только сырой рыбой.
А на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:
– Папа, купи мне грушу!
– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
– А тебе зачем? – сказал папа.
– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.
– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму. Мама стала копаться в этой корзинке. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
© 2023, Рыкова Елена Валериевна 960