СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предмет: письмо и развитие речи (русский язык в коррекционной школе).
Тема: «Имена собственные» Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения: создание проблемной ситуации.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов
Учебник. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
Цель: знакомство с собственными именами существительными. Задачи:
Образовательные: формировать умение слышать в речи и видеть в тексте имена собственные, умение правильно писать имена собственные (с заглавной (прописной) буквы, в кавычках).
Коррекционные: корректировать произвольное внимание путем выполнения заданий на выборочное списывание.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма, гордость за российский спорт.
Ожидаемые результаты: умение распознавать собственные имена существительные в речи; приобретение знаний о правописании собственных имен существительных
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса/ Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская; презентация к теме «Собственные имена существительные». Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Запишите в тетради число: Двадцать первое ноября. Классная работа.
II. Проверка выполнения домашнего задания. - На самоподготовке вы выполняли упражнение 124. На доске выписаны имена существительные. Вы должны указать их род, число, падеж.
Ласковое слово, что весенний день.
Слово – ср.р., ед.ч., И.п.
День – м.р., ед.ч., И.п.
Чужая сторона – дремучий бор.
Сторона – ж.р., ед.ч., И.п.
Бор – м.р., ед.ч., И.п.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб – м.р., ед.ч., И.п.
Батюшка – м.р., ед.ч., И.п.
Вода – ж.р., ед.ч., И.п.
Матушка – ж.р., ед.ч., И.п.
Слово – серебро, молчание – золото.
Слово – ср.р., ед.ч., И.п.
Серебро – ср.р., ед.ч., И.п.
Молчание – ср.р., ед.ч., И.п.
Золото – ср.р., ед.ч., И.п.
Язык мой – враг мой.
Язык – м.р., ед.ч., И.п.
Враг – м.р., ед.ч., И.п.
- Что называется именем существительным?
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам и падежам.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с именем существительным.
III. Сообщение темы урока и постановка обучающей задачи.
- На доске записаны два предложения. 1.Высоко в небе летит шарик. 2.Собака Шарик звонко лает. - Почему существительное шарик в этих предложениях пишется по-разному?
- В первом предложение слово шарик – это предмет, игрушка, во втором – прозвище щенка.
- Тема нашего урока «Собственные имена существительные» Задачи:
- мы узнаем, какие существительные называются собственными; - научимся правильно писать имена собственные.
IV. Объяснение нового материала.
- Вспомните имена трех богатырей.
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
- Илья был из города Мурома. Добрыня – сын Никиты, Попович – прозвище по отцу, который служил попом.
- Имена собственные указывают не только на людей, но и называют города, реки, улицы, страны.
Однажды сторож Игнат привёл в школу цыганёнка Мишку. Его отмыли, дали штаны и рубашку.
У всех ребят были фамилии, а у Мишки нет. Решила Татьяна Дмитриевна с ребятами придумать Мишке фамилию.
Сначала решили назвать его Найдёнов, раз он нашёлся. Потом – Дедов или Игнатов. В честь деда Игната. Но Мишка захотел, что хочет солдатскую фамилию. (по Ю. Ковалю)
- Назовите все имена собственные из этого упражнения.
- Придумайте солдатскую фамилию Мишке.
- Запишите её как заголовок текста.
- Запишите отрывок, где описывается, как ребята подбирали фамилию Мишке (третий абзац).
- Прочитайте все фамилии, которые вы подобрали.
V. Физкультминутка (1 мин.)
- Выполняете наклон влево, если есть существительное – имя собственное, вправо – если существительное не имя собственное: кот Пушок, снежный пушок, город Ростов, большой город, река Миус, глубокая река, улица Московская, сельская улица.
VI. Закрепление изученного.
- сейчас мы с вами будем смотреть презентацию «Спортсмены Дона». Задание: найти на слайде имена собственные и записать их в тетради и на доске. К доске выходим «цепочкой» (с первой парты), каждый записывает одно имя собственное.
Запись в тетради и на доске: Марина Логвиненко, Ростовская область, Шахты, Седых Юрий Георгиевич, Новочеркасск, Моисеев Андрей Сергеевич, Ростов-на-Дону, Заболотная Наталья Александровна, Сальск, Быкова Тамара Владимировна, Азов.
VII. Вывод.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке – выберите смайлик:
- улыбающийся смайлик (легко, интересно);
- спокойный смайлик (немного трудно, но интересно);
- грустный смайлик (трудно и непонятно).
XI. Домашнее задание. 1. Упражнение 126 на с. 80.
Интернет-ресурсы:
© 2019, Рудиченко Елена Владимировна 693