СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Имена собственные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: письмо и развитие речи (русский язык в коррекционной школе).

Тема: «Имена собственные» Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения: создание проблемной ситуации.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

Учебник. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.

Цель: знакомство с собственными именами существительными. Задачи:

Образовательные: формировать умение слышать в речи и видеть в тексте имена собственные, умение правильно писать имена собственные (с заглавной (прописной) буквы, в кавычках).

Коррекционные: корректировать произвольное внимание путем выполнения заданий на выборочное списывание.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма, гордость за российский спорт.

Ожидаемые результаты: умение распознавать собственные имена существительные в речи; приобретение знаний о правописании собственных имен существительных

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса/ Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская; презентация к теме «Собственные имена существительные». Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Запишите в тетради число: Двадцать первое ноября. Классная работа.

II. Проверка выполнения домашнего задания. - На самоподготовке вы выполняли упражнение 124. На доске выписаны имена существительные. Вы должны указать их род, число, падеж.

Ласковое слово, что весенний день.

Слово – ср.р., ед.ч., И.п.

День – м.р., ед.ч., И.п.

Чужая сторона – дремучий бор.

Сторона – ж.р., ед.ч., И.п.

Бор – м.р., ед.ч., И.п.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб – м.р., ед.ч., И.п.

Батюшка – м.р., ед.ч., И.п.

Вода – ж.р., ед.ч., И.п.

Матушка – ж.р., ед.ч., И.п.

Слово – серебро, молчание – золото.

Слово – ср.р., ед.ч., И.п.

Серебро – ср.р., ед.ч., И.п.

Молчание – ср.р., ед.ч., И.п.

Золото – ср.р., ед.ч., И.п.

Язык мой – враг мой.

Язык – м.р., ед.ч., И.п.

Враг – м.р., ед.ч., И.п.

- Что называется именем существительным?

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам и падежам.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с именем существительным.

III. Сообщение темы урока и постановка обучающей задачи.

- На доске записаны два предложения. 1.Высоко в небе летит шарик. 2.Собака Шарик звонко лает. - Почему существительное шарик в этих предложениях пишется по-разному?

- В первом предложение слово шарик – это предмет, игрушка, во втором – прозвище щенка.

- Тема нашего урока «Собственные имена существительные» Задачи:

- мы узнаем, какие существительные называются собственными; - научимся правильно писать имена собственные.

IV. Объяснение нового материала.

  1. - В именах собственных скрываются маленькие тайны. Мы можем разгадать их, если задумаемся над значением слова. Рассмотрите цветную репродукцию картину Виктора Васнецова «Богатыри».

- Вспомните имена трех богатырей.

- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

- Илья был из города Мурома. Добрыня – сын Никиты, Попович – прозвище по отцу, который служил попом.

- Имена собственные указывают не только на людей, но и называют города, реки, улицы, страны.

  1. Прочитайте текст упражнения 125.

Однажды сторож Игнат привёл в школу цыганёнка Мишку. Его отмыли, дали штаны и рубашку.

У всех ребят были фамилии, а у Мишки нет. Решила Татьяна Дмитриевна с ребятами придумать Мишке фамилию.

Сначала решили назвать его Найдёнов, раз он нашёлся. Потом – Дедов или Игнатов. В честь деда Игната. Но Мишка захотел, что хочет солдатскую фамилию. (по Ю. Ковалю)

- Назовите все имена собственные из этого упражнения.

- Придумайте солдатскую фамилию Мишке.

- Запишите её как заголовок текста.

- Запишите отрывок, где описывается, как ребята подбирали фамилию Мишке (третий абзац).

- Прочитайте все фамилии, которые вы подобрали.

V. Физкультминутка (1 мин.)

- Выполняете наклон влево, если есть существительное – имя собственное, вправо – если существительное не имя собственное: кот Пушок, снежный пушок, город Ростов, большой город, река Миус, глубокая река, улица Московская, сельская улица.

VI. Закрепление изученного.

- сейчас мы с вами будем смотреть презентацию «Спортсмены Дона». Задание: найти на слайде имена собственные и записать их в тетради и на доске. К доске выходим «цепочкой» (с первой парты), каждый записывает одно имя собственное.

Запись в тетради и на доске: Марина Логвиненко, Ростовская область, Шахты, Седых Юрий Георгиевич, Новочеркасск, Моисеев Андрей Сергеевич, Ростов-на-Дону, Заболотная Наталья Александровна, Сальск, Быкова Тамара Владимировна, Азов.

VII. Вывод.

  • Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке – выберите смайлик:

- улыбающийся смайлик (легко, интересно);

- спокойный смайлик (немного трудно, но интересно);

- грустный смайлик (трудно и непонятно).

XI. Домашнее задание. 1. Упражнение 126 на с. 80.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.olympic-champions.ru
  2. http://powerpointstore.com
Категория: Русский язык
19.12.2019 18:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП