СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Правописание парных согласных в корне слова»

Цель: познакомить с орфограммой « Буква для обозначения парных согласных в корне слова» и правилом правописания слов с данной орфограммой.

Задачи:

Учебные: формировать умение обнаруживать орфограмму, опираясь на ее признаки.

Учить подбирать проверочные слова.

Развивающие: развивать внимание к слову, память, мышление, монологическую речь.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать и слышать других, доказывать свою точку зрения; воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока.

I.Актуализация знаний.

Сегодня к нам в класс пришли приятели-согласные. Они часто приходят к нам парами. Эти согласные очень похожи друг на друга. Но когда один говорит- его хорошо слышно, а другого – услышать трудно, даже когда он старается говорить громко. Что это за согласные? (парные согласные по звонкости- глухости)

Давайте немного поиграем.

«Эхо»

Я буду громко произносить звук, а вы, как эхо, будете повторять его 2 раза всё тише и тише.

Что вы заметили? (ответы детей)

II. Формулирование проблемы

А теперь посмотрите на экран.

- назовите вслух предметы изображенные на картинках.

- прочитайте слова вслух, которые записаны на доске.

Лук – луг, круг-крюк, лес-лез, грипп- гриб.

- Где возникло затруднение?

- одинаково ли будут обозначаться эти звуки буквами в каждой паре слов?

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

(Буква для обозначения парных звонких и глухих согласных согласных в корне слова)

А какие будут наши задачи?

-находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова и научиться их проверять.

- научиться правильно писать слова с парными согласными в корне.

III. Анализ языкового материала.

Посмотрите на экран.

- давайте прочтем текст.

После школы Петя получил записку от друга: «Приходи на поляну. Поиграем. Там гуси, но ты не бойся. Возьми с собой пруд»

-Как вы думаете, какое слово вызвало улыбку у Пети? Почему?

- Пру(т) - (д )

-Парные согласные самые опасные

-В корне ты их проверяй

-И ошибку не впускай.

Учитель пишет букву в скобках.

- Мы установили, что парные согласные слышатся одинаково, но пишем по разному.

Проблемный вопрос.

- Одинаково ли будем обозначать парные звонкие и глухие согласные на письме?

- Значит, мы столкнулись с новой орфограммой.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Сле… тря…ка

Гри… ука.ка

Дру… ры…ка

- Сравните.

- Что вы увидели? ( одни буквы стоят в конце, а другие в середине.)

- как мы можем проверить, чтобы не допустить ошибку?

-изменить форму слова.

- не получается проверить все слова, изменив форму слова.

- значит, будем проверять слова другим способом.

- каким?

- подбирать однокоренные слова.

IV Синтез и обобщение.

- Мы познакомились с новой орфограммой.

- Как мы назовем эту орфограмму? (орфограмма называется « Буква для обозначения парной согласной в корне слова.)

- назовем признаки орфограммы.

Заполните таблицу. Возьмите листок, который перед вами, подпишите его.

Слышу.

Вижу.

1. Парные по звонкос'

ти'глухости согласные

на конце или в середи!

не слова перед парным

согласным, например:

сно[ ] — хле[п],

се[т]ка — насе[ ]ка.

1. Буквы, которые обо'

значают парные звон'

кие или глухие соглас'

ные, например:

сноп — хле__,

се__ка — наседка

2. Место в слове — _________________

V. Ознакомление со способами проверки.

- Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения парной согласной в корне слова.

- учитель пишет слова под диктовку ученика.

- березка, гриб.

- сравните слова березка – березонька, гриб – грибок.

- что сделали? ( в одном случаи изменили форму слова, а в другом – подобрали однокоренное слово.)

Что вы заметили? ( что после согласного стоит гласный.)

VI. Работа над формулировкой правила.

- Прочитайте правило в учебнике. ( чтобы проверить слово с парной согласной, надо подобрать проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком.)

- как озаглавить это правило? ( правило о написании букв для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

- о каких признаках орфограммы здесь говорится? ( парный глухой и звонкий согласный звук, который находится в корне слова.)

- что говорится о способах проверки парных согласных в корне слова? ( говорится о том, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное.)

VI. Физкульминутка.

VII. Работа над алгоритмом.

- чтобы легче было пользоваться правилом, составим алгоритм.

1) Произношу слово и слышу парный по звон'

кости'глухости согласный на __________

или в середине слова перед ____________

согласным.

2) Выясняю, в _____________ ли находится

этот согласный звук.

3) Изменяю слово или подбираю однокорен'

ное слово так, чтобы после согласного зву'

ка был ______________ или непарный

звонкий согласный.

4) Пишу ту же букву, что и в проверочном

слове.

- Упражнения в обнаружении орфограммы

Упражнение 1. ( Зрительное восприятие)

Прочитайте вслух упражнение №214 с 113.

VIII.Рефлексия

Какое задание нам осталось выполнить на листах?

№4 самооценка

1) было трудно

2) все получилось

3) я научился и могу объяснить другим)

Прочитайте, обведите тот ответ, который вы считаете подходят именно вам.

Поднимите руки, кто обвел №3 ?

№2 А у кого №1? Не огорчайтесь, мы эту тему будем проходить еще много уроков

XII. Итог урока.

- Как называется наша новая орфограмма? (« Буква для обозначения парной согласной в корне слова.)

– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах?

– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).

– Как проверить слова с этой орфограммой?

- Как вы думаете, нам удалось решить задачи, которые мы перед собой поставили в начале урока? Я не нашла этапа, на котором ставили задачи урока.

- Я с вами согласна. Молодцы. Урок закончен.

22.04.2019 21:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП