СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект занятия «Жаворонки весну кличут»
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Упражнять детей в звукоподражании. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна- красна».
Социально- коммуникативное развитие: Знакомить детей с русской народной игрой «Жаворонки в гнездах», старо- русским обычаем- водить хоровод.
Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
Физическое развитие: Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения предложенное воспитателем.
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно- художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание,
Наглядный: (показ, рассматривание, игровой)
Словарная работа: Веснянка, кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна- красна», приметы весны, традиции народа.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Ход занятия:
Идет Весна-красна! Идет весна ясна! С солнцем теплым, С дождем обильным. Принесет весна урожай В наш счастливый край!
Воспитатель:
- Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей).
-Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды. Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.
-Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили:
«Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала»?
(ответ детей – о месяце марте)
-Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.
-А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей).
-Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, гуси, перепела, дикие утки, журавли, лебеди.
-Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам.
(Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).
-Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.
-В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.
Уж вы пташечки, жавороночки, Прилетайте к нам. Весну ясную, весну красную Принесите нам.
-Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
-Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
-22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали
-В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
-На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
ИГРА «Ручеек»
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…А чтобы птицы прилетели быстрее покличьте их
Дети произносят заклички:
Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите.
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие: (Загадки о перелётных птицах)
– Мы построили вдвоем для гостей весенних дом, А верней сказать – дворец. Прилетай сюда… (скворец).
– Всех перелетных птиц черней, В пашне ищет он червей, Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица… (грач).
– В лесу ночном горюет птица, Она назвать себя боится. Ку-ку… Ку-ку…Не спит опушка, А птицу эту звать… (кукушка).
-Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом.
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»
(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
-Запомните, какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
«В наших домиках будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье».
-Молодцы, жаворонки, не потерялись.
-А теперь давайте все вместе сядем за столы и приступим к изготовлению жаворонков (ткань, ветошь, нитки, ножницы). После демонстрация птичек. В конце занятия дети получают выпечку в виде жаворонков.
© 2021, Орликова Ольга Владимировна 576