СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир

2 класс

Тема: «Что нужно для жизни растений?…»

Учитель:Абукенова Б. У.

Учитель начальных классов.

Цели: 1. В игровой форме подвести к творческим поисковым действиям.

2. В реальном экспериментировании отрабатывать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов.

3. Организация осмысления ими собственного опыта взаимодействия с телами окружающего мира и способ получения ответов на вопросы об окружающем мире.

4. Введение детей в способы совместной работы.

5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, укреплять свое здоровье.

Оборудование: плакат, изображающий растение фасоли, фильм «Рост и развитие растений»,

Для детей (по числу групп): тарелочки с овощами, фруктами (семена и плоды, разрезанные на две части), лупа, стаканы, ложечки, пакетики с семенами, тарелочки с семенами фасоли, гороха (сухие, набухшие, с появлением корешка, корешка и ростка), корзина с фруктами и овощами, зонтик, салфетки, зубочистки, лейка, весы, линейки, листы для записи исследований и наблюдений; листы, где дети будут отмечать свое настроение в начале урока и в конце урока; рисунок растения фасоли, огурца (плод, семена).

Пословица: «Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет …(здоровья)».

Пособие для учителя: смотри приложение.

Ход урока.

I 1. Настроение (на столе в горшочке цветок).

У. – Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему?

  • Цветок говорить не умеет, но он оставил нам письмо (конверт на столе). Послушайте, что написал вам цветок.

«Дети, я люблю ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашем классе, где вы проводите эксперименты с растениями. Задумываетесь над вопросом «Что нужно для жизни растений?» Иначе я был бы вялым и некрасивым. Ваша забота, ласковые слова, умелые руки, хорошие поступки помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту»

2. Фильм «Рост и развитие растений».

II Закрепление уже изученного материала.

  1. Учебная задача: Что же нужно для жизни растений?

(на доске появляются растение и слова)

вода

фасоль

тепло

воздух

свет

пища

почва

?

растение

2. Стук в дверь. Входит хозяйка Осень с корзинкой в руках.

Ученик читает стихотворение Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу – «Ох!»

(достает овощи из корзинки)

Вот овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и сытней на земле?

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла – «Ох!»

Х: - Почему, ребята, они спорят между собой?

Д: (витамины)

Х: - Все овощи и фрукты хороши – выбирай на вкус. Будьте здоровы!

У: - Прочитайте пословицу на доске:

Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет…(здоровья).

  • Как вы понимаете эти слова?

  1. На столах в тарелочках лежат фрукты, овощи, корнеплоды.

У: - Рассмотрите все, что у вас лежит на тарелках. На какие группы вы бы их разделили? (обсуждение в группах) Почему?

Д: овощи фрукты

овощевод садовод

Вот мы сегодня с вами овощеводы.

У: - Рассмотрите огурец, яблоко, помидор с помощью лупы. Что вы заметили?

Д: - Семена.

У: - Рассмотрите с помощью лупы лук, чеснок, морковь. Что вы заметили?

Д: - Семян нет.

У: - А где находятся семена у лука, чеснока, моркови?

  • Яблоко, помидор, огурец – это…(плоды).

  • А что такое плод?

Д: - Плод – это то, в чем есть семена.

У: - Что же нужно для продолжения жизни растений?

Д: - Семена.

У: - Что же такое семя? (Семя – это орган размножения, у растения – зерно. Зерно предназначено для посева)

III Учебная задача: Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Д: - Они бы погибли. Семена нужны для размножения. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения.

Учебная задача: Что же нужно для того, чтобы семя проросло?

На доске схема:

Плод с семенами фасоли

?

Всхо-жесть

?

Проросшее семя

семена

?

Что нужно для того, чтобы семя проросло?

Вода воздух тепло

Карточки выставляются последовательно.

У: - Какой срок проходит от образования семени до его прорастания в новое растение? (учитель опирается на знания, наблюдение детей)

Д: - От нескольких дней до столетий. Горох, например, 2 дня, фасоль – 4-5 дней, бобы – 4-5 дней.

Дополнительный материал. Семя – это приостановка жизнедеятельности растения на неопределенное время. Например, семена лотоса могут сохранять свою всхожесть в торфе несколько столетий, семена пшеницы могут прорасти спустя десятилетия.

У: - Нужно бережно относится к растениям. Не рвать с корнем, не разводить костры. Откуда вы все это знаете?

Физминутка (проводят дети).

Мы работаем серьезно,

Надо нам и отдохнуть,

А для того привстанем,

К солнышку потянемся,

От землицы силу примем,

А от ветра свежести.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

У: - Вы сказали слово «всхожесть».(вывешивается таблица на доску)

А как проверить семя на всхожесть? Может, кто-нибудь из вас наблюдал? (на столах стаканы с водой, ложечка, сухие семена в тарелочках)

Проведение опыта.

Вывод: Семена, которые упали на дно, - всхожесть хорошая. Семена, которые на поверхности воды, - всхожесть плохая (не успели созреть).

Нужно еще поместить в холодильник для закаливания.

IV 1. Наблюдение детей за развитием семени через лупу. (работа в группах)

Семена фасоли, бобов на разной стадии набухания и прорастания лежат в тарелках на партах.

Дети внимательно исследуют семена в группах, учитель помогает им обратить внимание на следующие признаки: цвет проростка, части зародыша, кончиком острой палочки осторожно приподнять сложенные листья, разглядеть еще один маленький листочек внутри, приподняв его.

Разные стадии развития проростка зарисованы у детей на листках для записи исследования и наблюдения.

  1. Обсуждаем результат наблюдения за развитием семени, делаем выводы.

  2. Учебная задача: Что же нужно семени, чтобы прорасти?

  3. Каждая группа выдвигает гипотезу о том, что нужно семенам для прорастания. (Отчет командиров о проведенном эксперименте с семенами, помещенными в разные условия: прорастание в темном месте, в морозильнике, на окне около батареи, в банке с водой, сухое семя в коробочке на окне около батареи) Результат опытов – на листах исследований. (см. приложение)

На доске:

эксперимент

  1. гипотеза

  2. план опыта

  3. предсказание

  4. наблюдение

  5. результат

  6. вывод

У: - Чем отличается ваш проведенный эксперимент от эксперимента другой группы.

Д: - Семена находились в разных условиях.

У: - Что же нужно семени, чтобы оно проросло?

Вывод: тепло, вода, воздух (слова прикрепляются на доску)

V Обсуждение и выбор заключительной темы экспериментальной работы. (раздаются задания каждой группе на листочках)

Задание: Посади в один горшочек с дырочками на дне 2-3 семени, а в другой – очень много растений. Зарисуй растения, которые вырастут в этих горшочках и пронаблюдай за растениями.

Попытайтесь ответить на вопросы:

  • Чем отличаются выросшие растения?

  • Что нужно измерить, чтобы доказать их различия?

  • Под действием чего растения становятся зелеными?

VI Рефлексия.

  • Чему вы научились на уроке?

Д: - Умение отличать плод от семени, проводить опыты на всхожесть семян, наблюдения за развитием семени в разных условиях

VII Игровая ситуация (выходит хозяйка с корзиной с фруктами, зонтиком и лейкой)

Дети имитируют звук дождя с помощью карандашей. Хозяйка поливает цветок и говорит детям свое напутствие.

  • Я думаю, что все, чему вы научились и еще научитесь, весной сможете пронаблюдать и летом у себя на грядке. Будьте здоровы! Кушайте фрукты и овощи, в них очень много витаминов. Берегите природу! (Дарит детям корзинку с фруктами, овощами)

У: - Нарисуйте свое настроение к концу урока.

Оцените свою работу в классе.

+ +

- -

понятно интересно

Спасибо, дети, за работу!

07.01.2016 19:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП