СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Окружающий мир
2 класс
Тема: «Что нужно для жизни растений?…»
Учитель:Абукенова Б. У.
Учитель начальных классов.
Цели: 1. В игровой форме подвести к творческим поисковым действиям.
2. В реальном экспериментировании отрабатывать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов.
3. Организация осмысления ими собственного опыта взаимодействия с телами окружающего мира и способ получения ответов на вопросы об окружающем мире.
4. Введение детей в способы совместной работы.
5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, укреплять свое здоровье.
Оборудование: плакат, изображающий растение фасоли, фильм «Рост и развитие растений»,
Для детей (по числу групп): тарелочки с овощами, фруктами (семена и плоды, разрезанные на две части), лупа, стаканы, ложечки, пакетики с семенами, тарелочки с семенами фасоли, гороха (сухие, набухшие, с появлением корешка, корешка и ростка), корзина с фруктами и овощами, зонтик, салфетки, зубочистки, лейка, весы, линейки, листы для записи исследований и наблюдений; листы, где дети будут отмечать свое настроение в начале урока и в конце урока; рисунок растения фасоли, огурца (плод, семена).
Пословица: «Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет …(здоровья)».
Пособие для учителя: смотри приложение.
Ход урока.
I 1. Настроение (на столе в горшочке цветок).
У. – Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему?
Цветок говорить не умеет, но он оставил нам письмо (конверт на столе). Послушайте, что написал вам цветок.
«Дети, я люблю ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашем классе, где вы проводите эксперименты с растениями. Задумываетесь над вопросом «Что нужно для жизни растений?» Иначе я был бы вялым и некрасивым. Ваша забота, ласковые слова, умелые руки, хорошие поступки помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту»
2. Фильм «Рост и развитие растений».
II Закрепление уже изученного материала.
Учебная задача: Что же нужно для жизни растений?
(на доске появляются растение и слова)
вода
фасоль
тепло
воздух
свет
пища
почва
?
растение
2. Стук в дверь. Входит хозяйка Осень с корзинкой в руках.
Ученик читает стихотворение Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу – «Ох!»
(достает овощи из корзинки)
Вот овощи спор завели на столе:
Кто лучше, вкусней и сытней на земле?
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла – «Ох!»
Х: - Почему, ребята, они спорят между собой?
Д: (витамины)
Х: - Все овощи и фрукты хороши – выбирай на вкус. Будьте здоровы!
У: - Прочитайте пословицу на доске:
Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет…(здоровья).
Как вы понимаете эти слова?
На столах в тарелочках лежат фрукты, овощи, корнеплоды.
У: - Рассмотрите все, что у вас лежит на тарелках. На какие группы вы бы их разделили? (обсуждение в группах) Почему?
Д: овощи фрукты
овощевод садовод
Вот мы сегодня с вами овощеводы.
У: - Рассмотрите огурец, яблоко, помидор с помощью лупы. Что вы заметили?
Д: - Семена.
У: - Рассмотрите с помощью лупы лук, чеснок, морковь. Что вы заметили?
Д: - Семян нет.
У: - А где находятся семена у лука, чеснока, моркови?
Яблоко, помидор, огурец – это…(плоды).
А что такое плод?
Д: - Плод – это то, в чем есть семена.
У: - Что же нужно для продолжения жизни растений?
Д: - Семена.
У: - Что же такое семя? (Семя – это орган размножения, у растения – зерно. Зерно предназначено для посева)
III Учебная задача: Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?
Д: - Они бы погибли. Семена нужны для размножения. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения.
Учебная задача: Что же нужно для того, чтобы семя проросло?
На доске схема:
Плод с семенами фасоли
?
Всхо-жесть
?
Проросшее семя
семена
?
Что нужно для того, чтобы семя проросло?
Вода воздух тепло
Карточки выставляются последовательно.
У: - Какой срок проходит от образования семени до его прорастания в новое растение? (учитель опирается на знания, наблюдение детей)
Д: - От нескольких дней до столетий. Горох, например, 2 дня, фасоль – 4-5 дней, бобы – 4-5 дней.
Дополнительный материал. Семя – это приостановка жизнедеятельности растения на неопределенное время. Например, семена лотоса могут сохранять свою всхожесть в торфе несколько столетий, семена пшеницы могут прорасти спустя десятилетия.
У: - Нужно бережно относится к растениям. Не рвать с корнем, не разводить костры. Откуда вы все это знаете?
Физминутка (проводят дети).
Мы работаем серьезно,
Надо нам и отдохнуть,
А для того привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра свежести.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
У: - Вы сказали слово «всхожесть».(вывешивается таблица на доску)
А как проверить семя на всхожесть? Может, кто-нибудь из вас наблюдал? (на столах стаканы с водой, ложечка, сухие семена в тарелочках)
Проведение опыта.
Вывод: Семена, которые упали на дно, - всхожесть хорошая. Семена, которые на поверхности воды, - всхожесть плохая (не успели созреть).
Нужно еще поместить в холодильник для закаливания.
IV 1. Наблюдение детей за развитием семени через лупу. (работа в группах)
Семена фасоли, бобов на разной стадии набухания и прорастания лежат в тарелках на партах.
Дети внимательно исследуют семена в группах, учитель помогает им обратить внимание на следующие признаки: цвет проростка, части зародыша, кончиком острой палочки осторожно приподнять сложенные листья, разглядеть еще один маленький листочек внутри, приподняв его.
Разные стадии развития проростка зарисованы у детей на листках для записи исследования и наблюдения.
Обсуждаем результат наблюдения за развитием семени, делаем выводы.
Учебная задача: Что же нужно семени, чтобы прорасти?
Каждая группа выдвигает гипотезу о том, что нужно семенам для прорастания. (Отчет командиров о проведенном эксперименте с семенами, помещенными в разные условия: прорастание в темном месте, в морозильнике, на окне около батареи, в банке с водой, сухое семя в коробочке на окне около батареи) Результат опытов – на листах исследований. (см. приложение)
На доске:
эксперимент
гипотеза
план опыта
предсказание
наблюдение
результат
вывод
У: - Чем отличается ваш проведенный эксперимент от эксперимента другой группы.
Д: - Семена находились в разных условиях.
У: - Что же нужно семени, чтобы оно проросло?
Вывод: тепло, вода, воздух (слова прикрепляются на доску)
V Обсуждение и выбор заключительной темы экспериментальной работы. (раздаются задания каждой группе на листочках)
Задание: Посади в один горшочек с дырочками на дне 2-3 семени, а в другой – очень много растений. Зарисуй растения, которые вырастут в этих горшочках и пронаблюдай за растениями.
Попытайтесь ответить на вопросы:
Чем отличаются выросшие растения?
Что нужно измерить, чтобы доказать их различия?
Под действием чего растения становятся зелеными?
VI Рефлексия.
Чему вы научились на уроке?
Д: - Умение отличать плод от семени, проводить опыты на всхожесть семян, наблюдения за развитием семени в разных условиях
VII Игровая ситуация (выходит хозяйка с корзиной с фруктами, зонтиком и лейкой)
Дети имитируют звук дождя с помощью карандашей. Хозяйка поливает цветок и говорит детям свое напутствие.
Я думаю, что все, чему вы научились и еще научитесь, весной сможете пронаблюдать и летом у себя на грядке. Будьте здоровы! Кушайте фрукты и овощи, в них очень много витаминов. Берегите природу! (Дарит детям корзинку с фруктами, овощами)
У: - Нарисуйте свое настроение к концу урока.
Оцените свою работу в классе.
+ +
- -
понятно интересно
Спасибо, дети, за работу!
© 2016, Абукенова Бактканым Умбетовна 843