СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1 КЛАСС. МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
РАЗДЕЛ I «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
ТЕМА 2. «О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА»
УРОК № 16.
Тема урока: Герои симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк». Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности. И. Кирилина «Опечалился котенок».
Цель:
- Научить характеризовать тембровую окраску темы каждого героя, с помощью пластического интонирования изображать музыкальные портреты героев симфонической сказки;
- Воспитать в детях интерес к миру музыки. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, речи через учебную деятельность.
Задачи:
- Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки;
- Развивать музыкальный слух (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
- Воспитывать культуру слушателя симфонической музыки.
Методы:
- словесный метод (беседа с использованием презентации по теме урока),
- метод сопоставления;
- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности с помощью
информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности на уроке:
Хоровое пение.
Слушание музыки, пластическое интонирование, анализ музыкального произведения.
Выполнение творческих заданий.
Работа обучающихся с наглядными пособиями.
Оборудование: презентация по теме урока, фонограммы тем героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк», песни И. Кирилиной «Опечалился котенок», физкультминутки, карточки – раскраски, таблички с изображением музыкальных инструментов, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
Дети входят в класс под музыку С. С. Прокофьева (тема Пети из симфонической сказки «Петя и Волк»)
Музыкальное приветствие:
Учитель: Здравствуйте, ребята, рада видеть вас
Дети: Здравствуйте, учитель, здравствуй, светлый класс.
Учитель: Я рада приветствовать вас на этом уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения друг другу. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Учитель: на прошлом уроке мы с вами рассматривали музыкальные портреты, говорили о возможностях музыки отражать внешний и внутренний облик человека. Напомните мне, что такое портрет и какие образы мы с вами воспринимали.
Дети отвечают, вспоминают пьесы П. И. Чайковского «Мама», «Баба Яга».
Учитель: Молодцы. А ещё на прошлом уроке мы в песенке познакомились с грустным котёнком, который не хотел учиться. После небольшой подготовки- распевки мы сможем вместе спеть о нём.
3. Вокально-хоровая работа.
- Распевка
- Исполнение песни И. Кирилиной «Опечалился котенок» (слайд 2)
Настроить детей на весёлый характер песни, ритмичное исполнение с танцевальными движениями
4. Мотивация к учебной деятельности
За то, что вы так активно отвечали на мои вопросы, очень хорошо спели песню, я приглашаю вас в сказку. Согласны? А на чём мы отправимся?
Дети предлагают различные варианты, вместе их озвучиваем (на самолёте, на машине, на ракете и тд).
Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки» (слайд3)
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Квартет, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Сегодня мы познакомимся с Симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и Волк»
Учитель: а кто сможет объяснить, почему сказка называется симфоническая?
(дети затрудняются ответить)
На этот вопрос мы сможем сегодня ответить на уроке.
5. «Открытие» обучащимся новых знаний.
Учитель: (слайд 4)
Симфоническая – от слова симфония, ее играет симфонический оркестр. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир сложной, на первый взгляд, симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) такая музыка кажется непонятной и вот тогда Сергей Сергеевич Прокофьев решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
(слайд 5)
Итак, симфоническая сказка – эта музыкальная сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент. Он оживает в звучании, также как и актер на сцене играет свою роль.
Но сначала хочу познакомить вас с автором этой сказки.
(слайд 6)
Сергей Сергеевич Прокофьев – пианист, руководитель оркестра - дирижёр, композитор. Он начал сочинять музыку с пяти лет, писал её для взрослых и детей.
Учитель: сейчас мы познакомимся с героями сказки и инструментами.
Главный герой - мальчик Петя.
Звучит тема Пети (слайд 7)
Учитель: Каким мы видим Петю? Расскажите о характере музыки.
Дети: Петя веселый, радостный мальчик. Он идет и что-то напевает. Мелодия светлая, радостная, а иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.
Учитель: покажите, как Петя идёт?
(Дети демонстрируют под музыку движение мальчика, другие прохлопывают ритм мелодии)
Учитель: В каком жанре написана тема Пети?
Дети: Это марш.
Учитель: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Дети узнают скрипки.
Учитель: Правильно, ребята. Тему Пети исполняет струнно- смычковые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Петя приехал отдыхать на каникулы к дедушке.
Послушаем тему Дедушки. Определите, пожалуйста, ее характер.
Звучит тема Дедушки (слайд 8)
Дети: Дедушка сердитый, строгий. В мелодии слышно, как он ходит и ругает Петю.
У. Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «Места опасные. А если из лесу придет Волк, что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. Какой инструмент исполняет тему Дедушки? Это - Фагот. Определите, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Низкий, бархатный, хриплый.
Учитель: Он относится к группе деревянно - духовых инструментов. Продолжаем.сейчас вы услышите нового героя. Как вы думаете, кого из персонажей изображает эта музыкальная тема?
Звучит тема Птички (слайд 9)
Дети: Это – птичка. Мелодия звучала радостно, быстро, высоко.
Тему птички исполняет флейта.
(Дети, как правило, узнают флейту)
Учитель: К какой группе инструментов относится флейта?
Дети: Флейта – духовой инструмент.
Учитель: прошу вас показать движение птички рукой (высокие, низкие звуки, быстрые, медленные).
(Повторное слушание темы Птички. Дети выполняют задание.)
Учитель: следующий герой сказки –Утка. Охарактеризуйте её.
Звучит тема Утки (слайд 10)
Дети: Мелодия неторопливая, плавная, неуклюжая. Утка идет, переваливаясь с лапки на лапку.
Учитель: Тему Утки исполняет гобой. Какое звучание у гобоя? К какой группе инструментов он относится?
Дети: Звучание гобоя тихое, гнусавое. Это духовой инструмент.
Учитель: Правильно. Это деревянно- духовой инструмент.
Прошу 1 группу ребят напеть мелодию Утки, другая группа покажет её ходьбу.
(Дети выполняют задания )
Учитель: Прощу под музыку пластическими движениями охарактеризовать следующего героя.
Звучит тема Кошки (слайд 11)
(Ребята под музыку имитируют движения кошки.)
Учитель: Почему вы решили, что это кошка?
Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, мягко. Слышны были шаги кошки, как будто она крадется.
Учитель: знакомьтесь, тему Кошки исполнил деревянный духовой инструмент – кларнет.
6. Физкультминутка «Зверобика» (слайд 12)
Учитель: Во всех сказках есть злой герой. Вот и в нашей – это Волк. Не бойтесь, он музыкальный.
Звучит тема Волка (слайд 13)
Учитель: Как звучит тема Волка?
Дети.: Грозно, страшно, злобно, громко. Музыка изображает рычание Волка.
Учитель: Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные? Дети: Духовые.
Учитель: Правильно, ребята. Это медные духовые инструменты. Валторны.
Они изображают рычание Волка. Напойте тему Волка, подражая звучанию валторн.
(Дети выполняют задания при повторном слушании темы)
В сказке есть ещё герои, которые помогут Пете победить страшного Волка. Это, конечно же…
Дети: Охотники.
Учитель: Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников?
Дети: Смело, решительно, бодро, смело.
Звучит тема охотников (слайд 14)
Учитель: Вы согласны с таким звучанием Охотников? Что это напоминает?
Дети: Напоминает выстрелы.
Учитель: С. С. Прокофьев применил специальные ударные инструменты – большой барабан и литавры.
Учитель: Вначале урока в стихотворении были слова:
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса.
Голос музыкального инструмента называют – тембр. Повторите.
Дети: повторяют.
Учитель: вы хорошо поработали. А теперь мы послушаем и посмотрим сказку полностью.
7. Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Петя и Волк».
8. Творческое задание: (слайд 15) у детей на столах картинки для раскрасок. (Приложение 3)
Каждый выбирает полюбившегося героя, разукрашивает его и рисует музыкальный инструмент, который его изображал в сказке (инструменты выбирают из приложения 2)
Учитель проверяет правильность выбранного инструмента – соответствие герою. По окончании рисунки вывешиваются на доску.
9.Обобщение материала:
Учитель: О чём сегодня вам рассказала музыка?
Ребята, какой музыкальный образ вам понравился больше? Почему?
- Как зовут композитора, написавшего сказку?
- Что заставило композитора написать симфоническую сказку?
- С какими инструментами вы познакомились на уроке?
- Как называется «голос» инструмента?
Дети отвечают.
10. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Мы познакомились с темами симфонической сказки, каждый герой выглядит по – разному, имеет свои отличительные особенности и свой характер, они не могут быть похожими друг на друга, так и музыкальные инструменты, не похожи друг на друга и поэтому они имеют свою окраску звучания. Иначе говоря, тембр.
Учитель просит продолжить предложения для самооценки своей деятельности:
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
Учитель: Вы все сегодня славно поработали. До свидания.
11. Музыкальное прощание (слайд 16)
Дети выходят из класса под музыку С. С. Прокофьева («Заключительное шествие» из Симфонической сказки «Петя и Волк»).
Приложение 1.
Сюжет
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
© 2016, Грабовая Татьяна Александровна 3852