СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель:Гатауллина И. Г.
Урок с использованием РКМ.
Биология 5 класс
Тема урока: Растения-автотрофы.
Приемы: кластер, найти ошибки
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение определять основные части растительной клетки;
– формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: хлорофилл, хлоропласты, вакуоль, фотосинтез
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Формы работы: вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний. Оборудование: компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, тестовый раздаточный материал. Планируемые результаты обучения: Ученик должен знать: - что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений; - условия необходимые для протекания фотосинтеза; - что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества; - что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза
- умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Тип урока: изучение нового материала. Ход урока.
На стадии вызова учитель вопросами стимулирует учащегося вспомнить, что ему известно по изучаемой теме, делать предположения: Учитель: Диалог Антошки и биолога на с. 103.
– Какой вопрос будем обсуждать на уроке?
Как строение клетки растения способствует фотосинтезу?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы «Вспоминаем то, что знаем».
– Чем роль растений в экосистеме отличается от роли бактерий и грибов?
Кластер:
По типу питания
Автотрофы Гетеротрофы
(питающиеся самостоятельно) (питающиеся другими)
производители потребители и
разрушители.
Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные лаборатории. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом, происходящим на нашей планете. Благодаря нему, существует все живое на Земле. И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть механизмы этого биологического процесса. - Кто из вас догадался, о каком процессе идет речь? Конечно о фотосинтезе.
Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Я предлагаю вам поработать в группах, точнее в лабораториях. 1 ряд первая лаборатория
2 ряд вторая лаборатория
3 ряд третья лаборатория (Каждая лаборатория получает свое задание.)
У вас на столах карточки с заданиями. Внимательно прочитать задание. Выполнить в тетради, затем отчитаться о своих результатах. Время 10 мин
1 лаборатория - Что такое фотосинтез? Какие условия необходимы? Какие продукты образуются?
(слайд 4)
Схему фотосинтеза в тетрадь
Углекислый газ Солнечный свет органические вещества
вода хлорофилл кислород
2 лаборатория - Вы все помните сказку К.Чуковского, где крокодил проглотил солнце. Какие последствия для жизни на планете могут произойти в этом случае? • А что произойдет, если в результате загрязнения атмосферы разрушится весь хлорофилл? Задание: Обсудить в группах и сделать выводы.
(слайд 5)
3 лаборатория - Какое значение имеет фотосинтез? Задание: Обсудить в группах и на листе бумаги фломастером написать значение фотосинтеза
Фотосинтез идёт На свету круглый год И он людям даёт Пищу и кислород. Очень важный процесс – Фотосинтез, друзья, Без него на Земле Обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, Уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, Как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать.
Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород для дыхания. Растительный покров земли называют « зелёными лёгкими планеты». А будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством.
Учитель проводит поисковую беседу.
Вопросы классу:
- Чем растительная клетка отличается от клеток бактерий и грибов? (наличие хлорофилла) - Где в клетке содержится хлорофилл? ( в хлоропластах)
- Растения могут иметь жёлтые и красные листья. Как это объяснить? (хромопласты придают желтый, оранжевый и красный оттенок цветкам, плодам)
На стадии размышления: Задание. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки, допущенные автором письма? Исправьте ошибки. Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал, а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом. Перепуткин А. 04.02. 2015.
На закрепление знаний
Задание №1.
Выполнить тест:
1.Что образуется в процессе фотосинтеза?
А) Сахар, Б) Углекислый газ, В) Вода
2. Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?
А) Кислород Б) Углекислый газ
3. Какой газ поглощают клетки растений в процессе фотосинтеза?
А) Кислород Б) Углекислый газ
4. В какое время суток происходит выделение кислорода?
А) Днем Б) Ночью
5. Как называется зеленый пигмент в клетках растений?
А) Меланин Б) Хлорофилл В) Ксантофилл
6. К автотрофам относится:
А) Подорожник обыкновенный Б) Опенок осенний
Задание №2.
Найти ошибки
3. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.
Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос, сформулированный вначале урока. Подводит итог урока. Обмен мнениями по заданиям.
– Какие вещество, органоид, процесс помогают целому организму (клеткам растений) выполнять роль автотрофного организма?
Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Комментарии оценок.
В тетрадях если все понятно - рисуют веселый смайлик, если какие- то моменты урока вызвали затруднения - грустный смайлик.
Домашнее задание: параграф 18, зарисовать строение растительной клетки на стр 103.
© 2015, Гатауллина Инжира Гатиятуловна 2954