СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Идет волшебница зима…»
Задачи: Образовательные: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»); Продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»); Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»); Учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»); Приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Чтение художественной литературы»); Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»); Продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественное творчество»). Развивающие: Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»); Развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социализация»); Развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Музыка»). Воспитательные: Воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социализация»); Воспитывать чувство эпатии к родной природе (образовательная область «Социализация»).
Оборудование:
Магнитофон; аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»; иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская
«Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»; аудиозапись; магнитная доска; мольберт; картинки с изображением месяцевL декабрь, январь, февраль); ножницы; бумага; клей; подушки 8 шт.; декоративная трава; банки для опытов2 шт.; снег; шарф; снежки из ваты. Предварительная работа: Разучивание подвижной игры для физкультминутки; обучение вырезыванию
снежинок из бумаги, чтение сказок о зиме («Двенадцать месяцев», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Снегурочка»)
Ход занятия Воспитатель: Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший
день! Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём! Воспитатель: Какие деревья встречаются в лесу? Ответы детей: В лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.
Воспитатель: Как называется лес, где растут лиственные и хвойные деревья?
Ответы детей: Лес, где растут лиственные и хвойные деревья называется смешаным.
Воспитатель: Посмотрите, что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).
Ответы детей: На картине изображена зима. На картине изображен зимний
лес.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром.
Воспитатель: Давайте послушаем музыку и вспомним все зимние месяцы. (Звучит песня «Три белых коня»).
Ребята, отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год! Ответы детей: Декабрь. Воспитатель:( показывает картинку с изображением декабря). Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». Как вы думаете, почему люди так говорили? Ответы детей: В декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму. Воспитатель: Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз? Ответы детей: В безветренный день мороз переносится легче. Воспитатель: В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Как вы понимаете эту пословицу? Ответы детей: В декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д. Воспитатель : Какие еще пословицы вы знаете про декабрь?
(Декабрь год кончает, а зиму начинает и др.) Послушайте загадку про следующий месяц: Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернулось солнце к лету, Что, скажи, за месяц это? Ответы детей: январь. Воспитатель показывает картинку с изображением января. Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». Воспитатель: Греет ли январское солнце? Ответы детей: Январское солнце светит очень ярко, но не греет. Воспитатель: Январь считается самым холодным месяцем года. В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».
Какие еще пословицы вы знаете про январь?
Ответы детей: ( Январь году начало, зиме середина; январю-батюшке-морозы, февралю-метели).
Физ.минутка
Воспитатель: Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку). Мы на саночки садимся И под горку быстро мчимся. Снег, снег, белый снег, Мчимся мы быстрее всех! Потом в лес все побежали И в снежки играть мы стали. (Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки). (После физкультминутки дети садятся на свои места). Воспитатель: Дети, вот еще одна картинка ( показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку: Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Ответы детей: Февраль. Воспитатель: В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». Какие еще пословицы про февраль-месяц вы знаете?
Ответы детей: (Февраль-месяц лютый, спрашивает, как обутый. Февраль воду подпустит, а март подберет). Воспитатель: В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель? Ответы детей: Ветер со снегом. Воспитатель: Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. Скажите, как можно описать каждый месяц? Ответы детей: Декабрь – это самый темный месяц года. Январь – это самый холодный месяц года. Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.
Воспитатель: Дети, а из чего получается метель, вьюга, пурга? Ответы детей: из снега, снежинок. Воспитатель: Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги: Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. (Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки). Воспитатель: Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана). Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло. А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек). Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку). Воспитатель: Что такое лежит под сугробом? Ответы детей: Это зеленая трава. Воспитатель: Как же она могла сохраниться под снегом?
Ответы детей: Слой снега не пропускает холод. Воспитатель: Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом. В какой сказке травка под снегом отдыхала? Ответы детей: В сказке «Мороз Иванович». Воспитатель: Вспомните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить? Ответы детей: Девочка стала грустить весной. Воспитатель: Почему? Ответы детей: Солнце стало пригревать, и она начала таять, потому что, сделана из снега.
Воспитатель: Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет? Ответы детей: Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный). Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре. Воспитатель: Давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом). Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял. Как вы думаете, почему? Ответы детей: Шарф не пропустил комнатное тепло к снегу. Воспитатель: Дети, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали? Ответы детей: Сегодня мы разговаривали о зиме. Воспитатель: Какие зимние месяцы мы вспомнили? Ответы детей: Декабрь, январь, февраль. Воспитатель: Какие природные явления мы научились различать? Ответы детей: Мы научились различать метель, вьюгу, пургу. Воспитатель: Для чего нам это пригодится? Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе. Воспитатель: Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. Желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.
© 2015, Носова Екатерина Александровна 1461