СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Конструирование индивидуального информационного образовательного пространства на основе работы с журналом «Педагогика» 2017 год №9 ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве исследуемого материала была взята статья М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Ю.Семёнов: «Стратегия воспитания в современном российском образовании».

Аннотация: в статье приводится сопоставительный анализ существующих подходов к воспитанию в мировой и российской педагогике. Авторы предпринимают попытку разграничить личностный, социальный, социально-личностный и личностно-социалъный подходы, выделить их специфические черты, а также проанализировать сильные и слабые стороны. В рамках анализа рассматривается возможная стратегия реализации личностно-социалъного подхода посредством образовательной системы как одного из основных факторов воспитания подрастающего поколения.

Анализ статьи показал, что в водной части авторы приводят сопроводительный анализ существующих подходов к воспитанию в мировой и российской педагогике.

Российское государство требует четкого определения стратегий действия в различных областях жизни человека. М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Ю.Семёнов приводят в пример стратегию, которая была принята в 2015 году «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации». Данная стратегия актуальна до 2025 года. Но наличие того или иного нормативно-правового акта не является гарантом эффективного функционирования определенной сферы жизни общества.

По мнению авторов, современная педагогическая теория характеризуется отсутствием единства в определении понятия воспитания, нет ценности педагогических идей и подходов. Многие определения воспитания имеют общие признаки.

В основной части М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Ю.Смёнов особенно обращают внимание на современный подход в воспитании. Выделают и дают характеристику каждому подходу.

- личностный (индивидуальный): воспитание ориентировано на формирование развитой личности, развитие индивидуальных способностей, творческое развитие личности.

- личностно-социальный: формирование индивидуально развитой личности.

- социально-личностный: в воспитании реализуется стремление к некоторому балансу развития социально значимых качеств личности и ее индивидуальных качеств.

- социальный: предполагает воспитание социально заданной личности, обладающей гражданскими качествами и важными для развития общества компетенциями.

По мнению М.М.Акулича, И.В.Ильина, М.Ю.Семёнова каждый из подходов к воспитанию имеет как сильные, так и слабые стороны. Авторы говорят о том, что смыслом деятельности является результат – личность, которая формируется в процессе воспитательной и образовательной деятельности. Ка

Самым ярким и адаптированным подходом в советский период явился социально-адаптированный подход. Большее значение при данном подходе отводилось роли педагога, его отношения с учениками носили субъект-объектный характер.

Личностно-ориентированный подход берет свое начало с теории развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина. При данном подходе воспитывающий "встраивается" в жизнь ребенка, опирается на его субъективный опыт, преобразует его исходя из внутреннего стремления ребенка организовать собственную жизнь и окружающую среду, найти индивидуальный путь своего развития. Данный подход основывается на идеях гуманизма.

В практике современной жизни широкое развитие получает личностный подход к воспитанию, поскольку на первый план выходит создание условий для самореализации и развития индивидуальности.

Социальный и личностный (индивидуальный) подходы характеризуются определенной односторонностью: в первом случае возможна потеря личности при приоритетности коллектива, социума, во втором - воспитание людей, замкнутых на самих себя. Соединение личностного (индивидуального) и социального подходов в целом характерно для традиционного воспитания.

Сравнив разные воспитательные ориентиры в различные периоды времени, отличающиеся своими подходами к целям, результатом воспитания, М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Ю.Семёнов говорят о традиционном и современном понимании воспитания, они говорят, что традиционный взгляд боле ценен, т.к именно он ориентирован на духовно-нравственное личностное совершенствование, преображение, на научение ребенка различению добра и зла.

Особое значение воспитанию авторы отводят – учителю. Именно он, может создать условия, которые позволяли бы ученику раскрыть в себе доброе начало. Отношения учителя и ученика должны выстраиваться как субьект-обьектные. Авторы отмечают, что, педагог должен поощрять любое внутреннее самодвижение ребенка, стимулировать его, поддерживать и корректировать. Рассматривая практику современной жизни, широкое распространение получает личностный подход к воспитанию. В подтверждение приводится пример высказывания Л.И.Божович, личность приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность, придающую смысл всей жизни и деятельности человека.

Рассматривая мнения философов о воспитание, авторы статьи, выделяют взгляды философа И.А.Ильина. Который гораздо дольше смотрел на перспективы воспитания, сформулировав его главную задачу: подготовка человека к вечной жизни. По его мнению, для этого нужно пробудить у ребенка как можно раньше «духовное око, око любви, око совести, способность бескорыстно радоваться и наслаждаться совершенством». Именно при таком подходе воспитания, можно найти гармоничное сочетание свободы личности и соединения с другими.

Авторы рассматривают деятельность учреждений в воспитании ребенка от дошкольной скамьи до вузовской.

Так дошкольная ступень представляет собой первую форму системы образования, с которой индивид сталкивается в своей жизни. Деятельность учреждений дошкольного образования ориентирована на "формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.

Школа как следующая ступень общеобразовательной системы в идеале должна принять человека, способного к доброжелательному общению с людьми, ориентированного на любовь к природе, проявляющего интерес к изучению окружающего мира. Традиционными функциями школы являются воспитание и обучение. Человек, прошедший через все уровни образовательной системы, должен обладать высоконравственными морально-этическими качествами, быть патриотом своей страны, специалистом, имеющим интерес к последующему самообучению и реализации полученных знаний, умений и навыков, способным коллективно принятые и социально одобряемые правила принимать и исполнять, удовлетворение своих индивидуальных потребностей.

Воспитательная деятельность в вузах и ссузах имеет как целенаправленный, явный, открытый характер, так и скрытый, латентный. Преподаватель всегда остается и воспитателем. Он должен показывать нравственные последствия того или иного научного достижения. В процессе учебной и внеучебной деятельности воспитываются многие черты нравственной личности: честь, совесть, справедливость, долг, ответственность и т.д.

Авторы считают, что именно поддержание и укрепление морально-этических качеств на уровне профессионального образования позволит снизить уровень коррупции на рабочих местах, а, следовательно - укрепить социально-экономическое положение страны.

В заключительной части данной статьи М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Ю.Семёнов подводят итог, в котором говорят о том, что, человек, прошедший через все уровни образовательной системы, должен обладать высоконравственными морально-этическими качествами, быть патриотом своей страны, специалистом, имеющим интерес к последующему самообучению и реализации полученных знаний, умений и навыков, способным коллективно принятые и социально одобряемые правила принимать и исполнять.

Так же немаловажным считаю рекомендации, которые выделяют авторы для дальнейшего совершенствования воспитательной политики посредством образовательной системы:

- расширение набора компетенций, закрепленных во ФГОС профессионального образования. Процесс воспитания не должен заканчиваться на уровне общего образования;

- поддержка и развитие инклюзии в образовательной системе России. Обеспечение равных возможностей для каждого члена общества быть включенным в образовательный процесс является залогом формирования качественного человеческого капитала;

- ориентация образовательной и воспитательной деятельности в дошкольном образовании на сам процесс работы с детьми, а не конкретный формализованный результат. Необходим отход от формализации процесса дошкольного воспитания.

Контрольная работа (конспект-анализ статьи) из журнала «Педагогика» 2017 г., №9

Название статьи: Учебный предмет «Математика» как цель и средство образования.

Автор статьи: О.А.Саввина

Аннотация: В настоящее время в отечественной методике преподавания математики обострился ряд противоречий. Образовательными стандартами внедрены универсальные учебные действия и метапредметные результаты. Эти новшества ставят под сомнение самодостаточность математики как учебного предмета. После их внедрения уровень математического образования школьников и студентов в России продолжает стремительно падать. Какую роль играют традиции в российском математическом образовании? Почему необходимо их восстановить? В процессе изучения математики (как систематической науки) автоматически формируются все качества логического мышления, поэтому ошибочно ставить самоцелью образования развитие учебных действий, метапредметных результатов и пр. При этом не следует отказываться от тех достижений, которые были получены в области психологии, методики и педагогики. Однако, чтобы не случилось перекосов, необходимо соразмерять все новшества с традициями российского математического образования.

В качестве исследуемого материала была взята статья О.А.Саввиной: Учебный предмет «Математика» как цель и средство образования.

Анализ статьи показал, что в водной части автор говорит нам о противоречиях в методике преподавания математики. О.А.Саввина подробно рассматривает такие вопросы:

-как влияют новшества и нововведения на самодостаточность математики как учебного предмета?

-какую роль играют традиции в российском математическом образовании?

-Почему необходимо их восстановить?

В основной части О.А.Саввина использует дедукцию, то есть идет от общего к детальному и конкретному рассмотрению вопросов. Подробно рассматривает значимость учебного предмета «математика» и описывает, как исторически складывался смысл обучения математике. Приводит примеры мыслей московских профессоров, которые выступали публично с речью «О влиянии математических наук на развитие умственных способностей». Они выступали в полемику с другими философами.

Так, например Н.Д.Брашман выступил против речи шотландского ученого У.Гамельтона, который высказывался категорически против изучения математики, поскольку, по его мнению, этот предмет несет вредные последствия для умственных способностей изучающего. Это послужило толчком для того, чтобы, Н.Д.Брашман привел ряд убедительных аргументов о пользе изучения математики для развития мышления. Профессор горячо и логично убеждал, что уже сама математика полезна тем, что «приучает ум к точному и последовательному рассуждению». Позже эту идею подхватил его ученик и коллега Н.В.Бугаев. Свои труды он опубликовал в 1869 г. Работа автора получила довольно большую распространённость. Н.В.Бугаев обосновал, что математика имеет «громадное преимущество перед другими науками». Данную точку зрения разделял и В.П.Ермаков (1845-1922), он отдавал предпочтение развивающей цели обучения математики, связывал ее и с другими науками. «Великая цель» этой науки, по его мнению, состоит в другом: она учит правильному мышлению.

Несмотря на все высказывания, автор статьи приводит пример, где С.Г.Кара-Мурза пишет о том, что, наличие логического мышления не является показателем того, что человек будет мыслить.

На основе этого О.А.Саввина более подробно рассматривает именно традиции математического образования. Традиции складывались веками, содержание учебного предмета «математика» отшлифовывалось, дорабатывалось, и систематизировалось.

В русской традиции математика всегда рассматривалась как самодостаточный учебный предмет. Считалось, что само изучение математики непременно формирует логическое мышление, умение анализировать, обобщать, строить умозаключения. Несмотря на вышесказанное, автор статьи отмечает, что в современной образовательной практике утрачен уникальный отечественный опыт выделять в школьном курсе математике в качестве самостоятельных предметов, такие, как арифметика и тригонометрия. В современном образовании гордостью осталась школьная геометрия, имеющая дедуктивный характер.

В подтверждении о пользе изучения математики, автор приводит слова епископа Игнатия Брянчанинова «Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики»

В заключительной части данной статьи О.А.Саввина подводит итог, в котором говорит о том, что, несмотря на все новшества в современном образовании, внедрении образовательных стандартов, в процессе целесообразности изучения математики была установлена развивающая функция этого учебного предмета. Сохраняя отечественные традиции, учебный предмет «математика» является одновременно и целью, и средством образования при выполнении необходимого условия – если этот предмет представлен систематическими курсами. Данная традиция была успешно развита ещё в советское время ( в учебниках А.П.Киселёва) и не потеряла актуальности и сегодня.

О.А.Саввина говорит, что, ставить самоцелью развитие мышления, универсальных учебных действий, метапредметных результатов и компетенций (как это понимается в современных стандартах), а не изучение математики – это значит ставить телегу впереди лошади.

30.10.2019 15:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП