СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Поиграем с тестом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

«ПОИГРАЕМ С ТЕСТОМ»:

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Лепка — один из видов продуктивной деятельности, значение которой для интеллектуального, эмоционального и речевого развития ребенка чрезвычайно высоко. Недаром обучающий предмет «лепка» занимает важ­ное место во всех программах обучения детей дошкольного возраста.

Знакомить ребенка с лепкой можно тогда, когда у него появился инте­рес не только к игрушкам, предметам быта, но и к различным материа­лам, с которыми можно что-то сделать: песку, глине, тесту, краскам, бума­ге, кусочку мела и многому другому. Обычно такой интерес у нормально развивающегося ребенка появляется после года.

Игры с тестом имеют большое значение для ребенка:

- знакомят ребенка с особым материалом — тестом, обогащают опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт);

- способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой мотори­ки, подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластили­ном и глиной);

- способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;

- формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослым;

- стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;

- приучают ребенка к аккуратной работе за столом.

Для начала предложите ребенку познакомиться с соленым тестом, которое послушно детским рукам. Ему можно легко придать любую форму, оно экологически безопасно. Именно со знакомства с тестом, с пробуж­дения интереса к самому материалу, пока еще без намерения научить ребенка что-то слепить, и начинается приобщение ребенка к лепке.

По мере взросления ребенка и появления большего интереса к совместной со взрослым деятельности, по мере накопления опыта дей­ствий с таким материалом как тесто начинайте лепить вместе с ребенком простые и знакомые предметы и учите малыша соотносить продукт лепки с реальным предметом и узнавать в результатах лепки предметы окру­жающего мира.

Аппликация на тесте — украшение пирога, домика и др. — внесет раз­нообразие в игры с тестом, даст ребенку новые интересные ощущения и будет стимулировать его к самостоятельному придумыванию, фантазиро­ванию.

Все игры с тестом предполагают, что взрослый находится рядом и играет вместе с ребенком, каждый раз предоставляя малышу чуть больше самостоятель­ности: сначала в выборе места (кто где сидит), затем в выборе цвета теста, с которым будет вестись игра, в выборе предмета лепки и т. д. Только так, через интерес и совместную со взрослым деятельность, с элемента­ми копирования на начальном этапе, ребенок придет к тому, что начнет лепить самостоятельно, а сама лепка станет для малыша творческим про­цессом создания того, что он задумал слепить.

Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Чаще хвалите ребенка. Положительная оценка со стороны взрослого придает малышу уверенность, ощущение собственной компетентности.

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки; 1 стакан мелкой соли;

1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (на пор­цию теста достаточно порошка на кончике ножа); 1 столовая ложка растительного масла.

Добавляя в воду пищевой краситель (обычно он используется для окра­шивания пасхальных яиц), получим тесто розового, желтого, синего, зеле­ного цвета. Вместо пищевого красителя можно добавить немного гуаши.

Для приготовления теста удобно пользоваться миксером. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, «послушным». Готовое соленое тесто может храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете больше месяца.

Во время приобщения ребенка к игре с тестом нужно учитывать сле­дующие рекомендации:

- все, что необходимо для занятия (тесто, игрушки), приготовьте зара­нее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго ждать;

- приучайте ребенка играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки;

- тесто — своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начните игру с тестом вместе с ребенком; при первых признаках снижения интереса малыша переключите его на дру­гую игру, а к тесту вернитесь через день-два.

Следует помнить, что в раннем возрасте, когда ребенок только знако­мится с тестом, ему доставляет удовольствие не результат, а сам процесс деятельности. Поэтому не скупитесь на похвалу и чаще привлекайте вни­мание окружающих к итогу работы крохи. Малыш с интересом будет еще и еще раз рассматривать свою «скульптуру», называть и описывать ее. Если взрослый и ребенок эмоционально положительно настроены во время игр и вы верите в способности вашего малыша, то все получится!

Предлагаем вам несколько игр для занятий с детьми.

«Шлепаем ладошками»

Выложите тесто на разделочную доску или поднос, «припудри­те» его мукой. Цвета теста и подноса не должны сливаться. Сразу начните с тестом что-то делать: мните его, пальцами оставляйте на нем след (углубления, дырочки), отщипывайте кусочки и соединяйте их. Просто «играйте» с тестом, а потом соберите его и придвиньте поближе к ребенку, продолжая действовать.

Дождитесь, когда малыш потянется к материалу и захочет его исследовать. Все дети разные: кто-то сразу возьмет тесто и начнет его мять, разрывать и изучать. Кто-то понаблюдает за действиями взрослого и только через какое-то время сам потянется к пла­стичной массе. Дождитесь самостоятельного проявления желания ребенка, поощряйте его инициативу изучить материал.

Вместе с ребенком шлепайте ладонями по тесту и сопровождайте действия словами, например:

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!

Заниматься с тестом малыш будет недолго; интерес и внимание в этом возрасте сохраняются 3-5 минут. Очень важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устал. Если вы заметили, что интерес к игре ослаб, уберите тесто. К «изучению» материала возвращайтесь через день-два. Ребенок захочет не раз попробовать все то, что показал взрослый: отрывать кусочки, просто помять тесто, сделать пальцем дырочку и т. д.

2. Начало лепки

Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, само­лет или черепаху). Слепленную малышом фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Если вы собираетесь «испечь» фигурку, лепите ее сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее.

«Угостим собачку сосиской»

Посадите игрушечную собачку и скажите: «Давай угостим собач­ку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши дей­ствия. Раскатывайте сосиску одной, потом двумя руками по столу. Положите сосиску перед собачкой: «Ешь, собачка, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение.

«Порежь колбасу для кошечки»

На стол посадите игрушечную кошку: «Угостим кошечку колба­сой!».

Из большого куска розового теста пусть ребенок скатает валик-«колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специ­альный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила малыша.

«Самолет»

Рассмотрите вместе с малышом игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где крылья, где хвост, где кабина у самолета. Скажите, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Предложите слепить его.

Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20 см, диаметром 1,5-2 см. Разделите валик на две равные части: одна — корпус, другая — крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. Делайте это вместе с ребен­ком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть дей­ствует сам, а вы помогайте малышу вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите кроху за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.

Успехов вам на творческом пути в деле воспитания ваших детей!

Инструктор по труду

А.Л. Коновалова

Значение лепки для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе. Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию. У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией. Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения. В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

«ПОИГРАЕМ С ТЕСТОМ»:

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Лепка — один из видов продуктивной деятельности, значение которой для интеллектуального, эмоционального и речевого развития ребенка чрезвычайно высоко. Недаром обучающий предмет «лепка» занимает важ­ное место во всех программах обучения детей дошкольного возраста.

Знакомить ребенка с лепкой можно тогда, когда у него появился инте­рес не только к игрушкам, предметам быта, но и к различным материа­лам, с которыми можно что-то сделать: песку, глине, тесту, краскам, бума­ге, кусочку мела и многому другому. Обычно такой интерес у нормально развивающегося ребенка появляется после года.

Игры с тестом имеют большое значение для ребенка:

- знакомят ребенка с особым материалом — тестом, обогащают опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт);

- способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой мотори­ки, подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластили­ном и глиной);

- способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;

- формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослым;

- стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;

- приучают ребенка к аккуратной работе за столом.

Для начала предложите ребенку познакомиться с соленым тестом, которое послушно детским рукам. Ему можно легко придать любую форму, оно экологически безопасно. Именно со знакомства с тестом, с пробуж­дения интереса к самому материалу, пока еще без намерения научить ребенка что-то слепить, и начинается приобщение ребенка к лепке.

По мере взросления ребенка и появления большего интереса к совместной со взрослым деятельности, по мере накопления опыта дей­ствий с таким материалом как тесто начинайте лепить вместе с ребенком простые и знакомые предметы и учите малыша соотносить продукт лепки с реальным предметом и узнавать в результатах лепки предметы окру­жающего мира.

Аппликация на тесте — украшение пирога, домика и др. — внесет раз­нообразие в игры с тестом, даст ребенку новые интересные ощущения и будет стимулировать его к самостоятельному придумыванию, фантазиро­ванию.

Все игры с тестом предполагают, что взрослый находится рядом и играет вместе с ребенком, каждый раз предоставляя малышу чуть больше самостоятель­ности: сначала в выборе места (кто где сидит), затем в выборе цвета теста, с которым будет вестись игра, в выборе предмета лепки и т. д. Только так, через интерес и совместную со взрослым деятельность, с элемента­ми копирования на начальном этапе, ребенок придет к тому, что начнет лепить самостоятельно, а сама лепка станет для малыша творческим про­цессом создания того, что он задумал слепить.

Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Чаще хвалите ребенка. Положительная оценка со стороны взрослого придает малышу уверенность, ощущение собственной компетентности.

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки; 1 стакан мелкой соли;

1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (на пор­цию теста достаточно порошка на кончике ножа); 1 столовая ложка растительного масла.

Добавляя в воду пищевой краситель (обычно он используется для окра­шивания пасхальных яиц), получим тесто розового, желтого, синего, зеле­ного цвета. Вместо пищевого красителя можно добавить немного гуаши.

Для приготовления теста удобно пользоваться миксером. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, «послушным». Готовое соленое тесто может храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете больше месяца.

Во время приобщения ребенка к игре с тестом нужно учитывать сле­дующие рекомендации:

- все, что необходимо для занятия (тесто, игрушки), приготовьте зара­нее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго ждать;

- приучайте ребенка играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки;

- тесто — своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начните игру с тестом вместе с ребенком; при первых признаках снижения интереса малыша переключите его на дру­гую игру, а к тесту вернитесь через день-два.

Следует помнить, что в раннем возрасте, когда ребенок только знако­мится с тестом, ему доставляет удовольствие не результат, а сам процесс деятельности. Поэтому не скупитесь на похвалу и чаще привлекайте вни­мание окружающих к итогу работы крохи. Малыш с интересом будет еще и еще раз рассматривать свою «скульптуру», называть и описывать ее. Если взрослый и ребенок эмоционально положительно настроены во время игр и вы верите в способности вашего малыша, то все получится!

Предлагаем вам несколько игр для занятий с детьми.

«Шлепаем ладошками»

Выложите тесто на разделочную доску или поднос, «припудри­те» его мукой. Цвета теста и подноса не должны сливаться. Сразу начните с тестом что-то делать: мните его, пальцами оставляйте на нем след (углубления, дырочки), отщипывайте кусочки и соединяйте их. Просто «играйте» с тестом, а потом соберите его и придвиньте поближе к ребенку, продолжая действовать.

Дождитесь, когда малыш потянется к материалу и захочет его исследовать. Все дети разные: кто-то сразу возьмет тесто и начнет его мять, разрывать и изучать. Кто-то понаблюдает за действиями взрослого и только через какое-то время сам потянется к пла­стичной массе. Дождитесь самостоятельного проявления желания ребенка, поощряйте его инициативу изучить материал.

Вместе с ребенком шлепайте ладонями по тесту и сопровождайте действия словами, например:

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!

Заниматься с тестом малыш будет недолго; интерес и внимание в этом возрасте сохраняются 3-5 минут. Очень важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устал. Если вы заметили, что интерес к игре ослаб, уберите тесто. К «изучению» материала возвращайтесь через день-два. Ребенок захочет не раз попробовать все то, что показал взрослый: отрывать кусочки, просто помять тесто, сделать пальцем дырочку и т. д.

2. Начало лепки

Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, само­лет или черепаху). Слепленную малышом фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Если вы собираетесь «испечь» фигурку, лепите ее сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее.

«Угостим собачку сосиской»

Посадите игрушечную собачку и скажите: «Давай угостим собач­ку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши дей­ствия. Раскатывайте сосиску одной, потом двумя руками по столу. Положите сосиску перед собачкой: «Ешь, собачка, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение.

«Порежь колбасу для кошечки»

На стол посадите игрушечную кошку: «Угостим кошечку колба­сой!».

Из большого куска розового теста пусть ребенок скатает валик-«колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специ­альный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила малыша.

«Самолет»

Рассмотрите вместе с малышом игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где крылья, где хвост, где кабина у самолета. Скажите, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Предложите слепить его.

Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20 см, диаметром 1,5-2 см. Разделите валик на две равные части: одна — корпус, другая — крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. Делайте это вместе с ребен­ком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть дей­ствует сам, а вы помогайте малышу вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите кроху за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.

Успехов вам на творческом пути в деле воспитания ваших детей!

Инструктор по труду

А.Л. Коновалова

Значение лепки для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе. Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию. У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией. Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения. В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.

17.07.2015 21:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП