СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
«ПОИГРАЕМ С ТЕСТОМ»:
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Лепка — один из видов продуктивной деятельности, значение которой для интеллектуального, эмоционального и речевого развития ребенка чрезвычайно высоко. Недаром обучающий предмет «лепка» занимает важное место во всех программах обучения детей дошкольного возраста.
Знакомить ребенка с лепкой можно тогда, когда у него появился интерес не только к игрушкам, предметам быта, но и к различным материалам, с которыми можно что-то сделать: песку, глине, тесту, краскам, бумаге, кусочку мела и многому другому. Обычно такой интерес у нормально развивающегося ребенка появляется после года.
Игры с тестом имеют большое значение для ребенка:
- знакомят ребенка с особым материалом — тестом, обогащают опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт);
- способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики, подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной);
- способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
- формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослым;
- стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
- приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
Для начала предложите ребенку познакомиться с соленым тестом, которое послушно детским рукам. Ему можно легко придать любую форму, оно экологически безопасно. Именно со знакомства с тестом, с пробуждения интереса к самому материалу, пока еще без намерения научить ребенка что-то слепить, и начинается приобщение ребенка к лепке.
По мере взросления ребенка и появления большего интереса к совместной со взрослым деятельности, по мере накопления опыта действий с таким материалом как тесто начинайте лепить вместе с ребенком простые и знакомые предметы и учите малыша соотносить продукт лепки с реальным предметом и узнавать в результатах лепки предметы окружающего мира.
Аппликация на тесте — украшение пирога, домика и др. — внесет разнообразие в игры с тестом, даст ребенку новые интересные ощущения и будет стимулировать его к самостоятельному придумыванию, фантазированию.
Все игры с тестом предполагают, что взрослый находится рядом и играет вместе с ребенком, каждый раз предоставляя малышу чуть больше самостоятельности: сначала в выборе места (кто где сидит), затем в выборе цвета теста, с которым будет вестись игра, в выборе предмета лепки и т. д. Только так, через интерес и совместную со взрослым деятельность, с элементами копирования на начальном этапе, ребенок придет к тому, что начнет лепить самостоятельно, а сама лепка станет для малыша творческим процессом создания того, что он задумал слепить.
Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Чаще хвалите ребенка. Положительная оценка со стороны взрослого придает малышу уверенность, ощущение собственной компетентности.
Рецепт соленого теста:
2 стакана муки; 1 стакан мелкой соли;
1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (на порцию теста достаточно порошка на кончике ножа); 1 столовая ложка растительного масла.
Добавляя в воду пищевой краситель (обычно он используется для окрашивания пасхальных яиц), получим тесто розового, желтого, синего, зеленого цвета. Вместо пищевого красителя можно добавить немного гуаши.
Для приготовления теста удобно пользоваться миксером. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, «послушным». Готовое соленое тесто может храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете больше месяца.
Во время приобщения ребенка к игре с тестом нужно учитывать следующие рекомендации:
- все, что необходимо для занятия (тесто, игрушки), приготовьте заранее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго ждать;
- приучайте ребенка играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки;
- тесто — своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начните игру с тестом вместе с ребенком; при первых признаках снижения интереса малыша переключите его на другую игру, а к тесту вернитесь через день-два.
Следует помнить, что в раннем возрасте, когда ребенок только знакомится с тестом, ему доставляет удовольствие не результат, а сам процесс деятельности. Поэтому не скупитесь на похвалу и чаще привлекайте внимание окружающих к итогу работы крохи. Малыш с интересом будет еще и еще раз рассматривать свою «скульптуру», называть и описывать ее. Если взрослый и ребенок эмоционально положительно настроены во время игр и вы верите в способности вашего малыша, то все получится!
Предлагаем вам несколько игр для занятий с детьми.
«Шлепаем ладошками»
Выложите тесто на разделочную доску или поднос, «припудрите» его мукой. Цвета теста и подноса не должны сливаться. Сразу начните с тестом что-то делать: мните его, пальцами оставляйте на нем след (углубления, дырочки), отщипывайте кусочки и соединяйте их. Просто «играйте» с тестом, а потом соберите его и придвиньте поближе к ребенку, продолжая действовать.
Дождитесь, когда малыш потянется к материалу и захочет его исследовать. Все дети разные: кто-то сразу возьмет тесто и начнет его мять, разрывать и изучать. Кто-то понаблюдает за действиями взрослого и только через какое-то время сам потянется к пластичной массе. Дождитесь самостоятельного проявления желания ребенка, поощряйте его инициативу изучить материал.
Вместе с ребенком шлепайте ладонями по тесту и сопровождайте действия словами, например:
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!
Заниматься с тестом малыш будет недолго; интерес и внимание в этом возрасте сохраняются 3-5 минут. Очень важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устал. Если вы заметили, что интерес к игре ослаб, уберите тесто. К «изучению» материала возвращайтесь через день-два. Ребенок захочет не раз попробовать все то, что показал взрослый: отрывать кусочки, просто помять тесто, сделать пальцем дырочку и т. д.
2. Начало лепки
Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, самолет или черепаху). Слепленную малышом фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Если вы собираетесь «испечь» фигурку, лепите ее сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее.
«Угостим собачку сосиской»
Посадите игрушечную собачку и скажите: «Давай угостим собачку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши действия. Раскатывайте сосиску одной, потом двумя руками по столу. Положите сосиску перед собачкой: «Ешь, собачка, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение.
«Порежь колбасу для кошечки»
На стол посадите игрушечную кошку: «Угостим кошечку колбасой!».
Из большого куска розового теста пусть ребенок скатает валик-«колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специальный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила малыша.
«Самолет»
Рассмотрите вместе с малышом игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где крылья, где хвост, где кабина у самолета. Скажите, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Предложите слепить его.
Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20 см, диаметром 1,5-2 см. Разделите валик на две равные части: одна — корпус, другая — крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. Делайте это вместе с ребенком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть действует сам, а вы помогайте малышу вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите кроху за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.
Успехов вам на творческом пути в деле воспитания ваших детей!
Инструктор по труду
А.Л. Коновалова
Значение лепки для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе. Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию. У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией. Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения. В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
«ПОИГРАЕМ С ТЕСТОМ»:
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Лепка — один из видов продуктивной деятельности, значение которой для интеллектуального, эмоционального и речевого развития ребенка чрезвычайно высоко. Недаром обучающий предмет «лепка» занимает важное место во всех программах обучения детей дошкольного возраста.
Знакомить ребенка с лепкой можно тогда, когда у него появился интерес не только к игрушкам, предметам быта, но и к различным материалам, с которыми можно что-то сделать: песку, глине, тесту, краскам, бумаге, кусочку мела и многому другому. Обычно такой интерес у нормально развивающегося ребенка появляется после года.
Игры с тестом имеют большое значение для ребенка:
- знакомят ребенка с особым материалом — тестом, обогащают опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт);
- способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики, подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной);
- способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
- формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослым;
- стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
- приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
Для начала предложите ребенку познакомиться с соленым тестом, которое послушно детским рукам. Ему можно легко придать любую форму, оно экологически безопасно. Именно со знакомства с тестом, с пробуждения интереса к самому материалу, пока еще без намерения научить ребенка что-то слепить, и начинается приобщение ребенка к лепке.
По мере взросления ребенка и появления большего интереса к совместной со взрослым деятельности, по мере накопления опыта действий с таким материалом как тесто начинайте лепить вместе с ребенком простые и знакомые предметы и учите малыша соотносить продукт лепки с реальным предметом и узнавать в результатах лепки предметы окружающего мира.
Аппликация на тесте — украшение пирога, домика и др. — внесет разнообразие в игры с тестом, даст ребенку новые интересные ощущения и будет стимулировать его к самостоятельному придумыванию, фантазированию.
Все игры с тестом предполагают, что взрослый находится рядом и играет вместе с ребенком, каждый раз предоставляя малышу чуть больше самостоятельности: сначала в выборе места (кто где сидит), затем в выборе цвета теста, с которым будет вестись игра, в выборе предмета лепки и т. д. Только так, через интерес и совместную со взрослым деятельность, с элементами копирования на начальном этапе, ребенок придет к тому, что начнет лепить самостоятельно, а сама лепка станет для малыша творческим процессом создания того, что он задумал слепить.
Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Чаще хвалите ребенка. Положительная оценка со стороны взрослого придает малышу уверенность, ощущение собственной компетентности.
Рецепт соленого теста:
2 стакана муки; 1 стакан мелкой соли;
1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (на порцию теста достаточно порошка на кончике ножа); 1 столовая ложка растительного масла.
Добавляя в воду пищевой краситель (обычно он используется для окрашивания пасхальных яиц), получим тесто розового, желтого, синего, зеленого цвета. Вместо пищевого красителя можно добавить немного гуаши.
Для приготовления теста удобно пользоваться миксером. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, «послушным». Готовое соленое тесто может храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете больше месяца.
Во время приобщения ребенка к игре с тестом нужно учитывать следующие рекомендации:
- все, что необходимо для занятия (тесто, игрушки), приготовьте заранее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго ждать;
- приучайте ребенка играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки;
- тесто — своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начните игру с тестом вместе с ребенком; при первых признаках снижения интереса малыша переключите его на другую игру, а к тесту вернитесь через день-два.
Следует помнить, что в раннем возрасте, когда ребенок только знакомится с тестом, ему доставляет удовольствие не результат, а сам процесс деятельности. Поэтому не скупитесь на похвалу и чаще привлекайте внимание окружающих к итогу работы крохи. Малыш с интересом будет еще и еще раз рассматривать свою «скульптуру», называть и описывать ее. Если взрослый и ребенок эмоционально положительно настроены во время игр и вы верите в способности вашего малыша, то все получится!
Предлагаем вам несколько игр для занятий с детьми.
«Шлепаем ладошками»
Выложите тесто на разделочную доску или поднос, «припудрите» его мукой. Цвета теста и подноса не должны сливаться. Сразу начните с тестом что-то делать: мните его, пальцами оставляйте на нем след (углубления, дырочки), отщипывайте кусочки и соединяйте их. Просто «играйте» с тестом, а потом соберите его и придвиньте поближе к ребенку, продолжая действовать.
Дождитесь, когда малыш потянется к материалу и захочет его исследовать. Все дети разные: кто-то сразу возьмет тесто и начнет его мять, разрывать и изучать. Кто-то понаблюдает за действиями взрослого и только через какое-то время сам потянется к пластичной массе. Дождитесь самостоятельного проявления желания ребенка, поощряйте его инициативу изучить материал.
Вместе с ребенком шлепайте ладонями по тесту и сопровождайте действия словами, например:
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!
Заниматься с тестом малыш будет недолго; интерес и внимание в этом возрасте сохраняются 3-5 минут. Очень важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устал. Если вы заметили, что интерес к игре ослаб, уберите тесто. К «изучению» материала возвращайтесь через день-два. Ребенок захочет не раз попробовать все то, что показал взрослый: отрывать кусочки, просто помять тесто, сделать пальцем дырочку и т. д.
2. Начало лепки
Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, самолет или черепаху). Слепленную малышом фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Если вы собираетесь «испечь» фигурку, лепите ее сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее.
«Угостим собачку сосиской»
Посадите игрушечную собачку и скажите: «Давай угостим собачку сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста и на столе рукой раскатайте его в валик. «Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши действия. Раскатывайте сосиску одной, потом двумя руками по столу. Положите сосиску перед собачкой: «Ешь, собачка, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение.
«Порежь колбасу для кошечки»
На стол посадите игрушечную кошку: «Угостим кошечку колбасой!».
Из большого куска розового теста пусть ребенок скатает валик-«колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специальный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу» для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила малыша.
«Самолет»
Рассмотрите вместе с малышом игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где крылья, где хвост, где кабина у самолета. Скажите, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Предложите слепить его.
Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не менее 20 см, диаметром 1,5-2 см. Разделите валик на две равные части: одна — корпус, другая — крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. Делайте это вместе с ребенком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть действует сам, а вы помогайте малышу вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите кроху за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.
Успехов вам на творческом пути в деле воспитания ваших детей!
Инструктор по труду
А.Л. Коновалова
Значение лепки для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе. Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию. У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией. Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения. В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.
-80%
© 2015, Коновалова Анна Леонидовна 1258