СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что должен знать ребенок к 1 классу: мнение экспертов
Поступление ребёнка в первый класс – важное событие в жизни семьи. Чаще всего взрослые по этому поводу волнуются больше, чем дети. Хватит ли знаний, полученных при подготовке? А если их слишком много? Как бы не начал скучать на уроках… Разбираемся, что должен знать первоклассник, идя в школу.
Какие вопросы задают ребёнку перед поступлением в первый класс
Реклама
Поступление ребёнка в первый класс – важное событие в жизни семьи.
При подготовке этого материала мы задавали этот вопрос воспитанникам выпускных групп и их родителям. Дети поступают в общеобразовательные школы, лицеи и гимназии с разным уровнем подготовки. Поэтому перечень получился довольно обширным.
Вопросы на общее развитие
Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Ты знаешь своё отчество?
Сколько тебе лет?
Как зовут маму, папу?
Кем работают твои родители?
У тебя есть брат, сестра?
Твоя сестра (брат) старше тебя или младше?
В каком городе ты живешь?
Ты знаешь адрес дома, где ты живешь?
На каком этаже ты живешь?
Сколько человек в вашей семье?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько пальцев на двух руках?
Можешь показать левую руку? А правую руку?
Каких животных ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Какие знаешь деревья?
Какие ты знаешь цветы?
Какие ты знаешь овощи?
Какие ты знаешь фрукты?
Какие ты знаешь продукты питания?
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Как одним словом можно назвать лук, морковь, помидоры?
Как одним словом можно назвать яблоки и груши?
Что остаётся на земле после дождя?
Как правильно переходить дорогу?
Какие цвета ты знаешь?
Тестирование на умение считать
Сосчитай до 10 и обратно.
А дальше умеешь считать?
Назови число на один меньше, чем 6, 5.
Что больше – 9 булок или 8 булок?
Покажи, где у листа бумаги верхний правый угол, где нижний левый?
Какое число стоит между 6 и 7?
Возьми из коробки 10 палочек и сложи ту же фигурку, что у меня.
Тестирование на развитие речи
Придумай и скажи фразу из двух слов.
Какими другими словами можно сказать «маленький стул», «маленькое яблоко», «маленькая кошка»?
Я скажу начало фразы, а ты придумай конец: Девочка пришла, когда…
Сравни два слова – Маша и Паша: какие звуки здесь одинаковые, а какие разные?
Измени слова, как если бы их было несколько: лампа, город, окно, ухо, горошина, флаг, книга, знамя, стул, кофе, брат, брюки, ручка, ребёнок, стол, гнездо, крыло, человек.
Какое слово длиннее: листок – листик, дом – сон, чай – чайник.
Назови к этим словам противоположные по смыслу: тепло, мокро, красиво, темно.
Полезно протестировать ребёнка на внимание, восприятие и логическое мышление.
Что ещё должен знать ребёнок перед поступлением в первый класс, рассказывает логопед Светлана Иванова:
Специалист обращает внимание родителей будущих первоклассников на то, что ребёнок должен уметь: держать ручку правильно, обводить и проводить линии, делать штриховки и зарисовки. Буквы должны быть написаны чётко, и малыш не должен их путать.
Полезно протестировать ребёнка на внимание, восприятие и логическое мышление.
Для этого существует множество заданий, поясняет специалист и называет некоторые их них:
Полезные навыки перед поступлением в школу
Обращайте внимание на то, как говорит ваш 4–6-летний ребёнок.
Умение читать
Учителя начальных классов призывают родителей оградить будущего первоклассника от той информации, которая ему не на пользу, а во вред. Если вы не уверены, что всё делаете правильно, остановитесь! Это относится, в частности, к стремлению научить ребёнка читать.
До школы у детей важно развить фонематический слух. Проще говоря, чтобы будущий первоклассник мог слышать и различать звуки. В таком случае не возникнет затруднений при обучении слоговому чтению.
Обращайте внимание на то, как говорит ваш 4–6-летний ребёнок. Если в его речи есть затруднения, возможно, необходима работа с логопедом.
Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и видим. Буквы – всего лишь символ, обозначающий звук на письме, – подчёркивает учитель начальных классов Елена Казакова. – Произносите лишь звуки: [а], [о], [у], [м], [к], [д]. Обратите внимание: согласные звуки во время обучения чтению необходимо произносить коротко (без последующего «э»). Название буквы (Бэ, Мэ, Эн и т.д.) не даём!
Если в школе, куда идёт ваш ребенок, приветствуют умение читать, обратите внимание на рекомендации педагогов. Надёжный букварь, который в один голос рекомендует педагогическое сообщество, – это «Букварь», автором которого является Жукова Н.С.
Не перегружен, даны методические подсказки для взрослых, он логичен для ребёнка. С помощью этого букваря дети 4–6 лет легко научатся слоговому чтению, – поясняет Елена Казакова, отмечая и другое издание. – Если ребёнок уже знает звуки и буквы, понимает принцип слогового чтения, родители могут использовать для дальнейшей подготовки к школе «Букварь» Есенина С.А., Шклярова Т.В. Он для детей 6–7 лет.
Чтобы ребенок приобрёл этот навык чтения, учитель начальных классов делится с родителями опытом:
При изучении той или иной буквы, обозначающей звук, играйте в ассоциации, на что эта буква похожа. Ищите эту букву среди остальных знаков (отличный помощник в этом – магнитная азбука), – поясняет Елена Казакова и перечисляет другие интересные игры на развитие фонематического слуха:
Обратите внимание ребёнка, что в русском языке есть два вида звуков – гласные и согласные. Как их отличить? Все просто. Проведём эксперимент. Гласные – от слова глас, голос –произносятся только с помощью голоса и легко поются. Давайте споем звук а: ааааааааа. Буквы гласных звуков – красные в букваре.
Согласные – короткие, их очень тяжело спеть. При произношении согласных голос или воздух встречает на своем пути препятствие в виде зубов [з, ж,], губ [п, б, м], языка [р, л,]. Буквы, обозначающие согласный звук в букваре, отмечены синим цветом.
Умение правильно держать в руках ручку и карандаш
Правильный захват ручки или карандаша не является естественным навыком для детей. Этому нужно учить. Если пропустить момент, ребёнок детсадовского возраста, а затем и младшеклассник, привыкнет
Как правильно держать ручку или карандаш, детям необходимо показывать с момента, когда они проявят интерес к письму или рисованию, – отмечает педагог. Думать о том, что «ребёнок пойдет в школу – там научат» – неправильно. Напомню, переучивать гораздо сложнее, чем изначально учить правильно. Младшекласснику сложно принимать факт, когда он несколько лет держал ручку именно так, а потом ему говорят, что это неправильно.
Учитель подчёркивает, что неправильный захват во время письма чреват тем, что рука начнёт уставать. Ребёнку будет непросто справляться с работой во время урока, он начнет затягивать выполнение домашнего задания.
Есть несколько уловок, с помощью которых ребёнка можно научить держать ручку во время письма правильно, – делится опытом Наталья Крючкова:
Используйте более короткие карандаши и мелки
Чем короче карандаш, тем меньше места для его удержания. Поэтому дети начинают активно работать большим и указательным пальцами. Если ребёнок любит рисовать мелом, предлагайте ему сломанные мелки.
Учите переворачивать карандаш большим и указательным пальцами
Выполняйте тренировку таким образом: вы держите карандаш в своей руке острым концом по направлению к ребёнку. Тот захватывает его большим и указательным пальцами. Вы постепенно поднимаете карандаш вверх, а ребёнок, в свою очередь, подхватывает его средним пальцем. Таким образом тренируется правильный захват.
Просите ребёнка держать под указательным и мизинцем небольшой предмет
Иногда безымянный палец и мизинец мешают детям по время письма. Чтобы они были «заняты», предложите ребёнку удерживать этими пальцами, к примеру, небольшой ластик. Это поможет отделить пальцы, необходимые для правильного захвата ручки или карандаша.
Предложите ребёнку кидать дротики
Игра в дартс отлично развивает правильный захват. Если у вас её нет, можно приобрести просто дротики, чтобы играть в безопасном для окружающих людей месте. К примеру, в лесу: нарисуйте на дереве цель и тренируйтесь.
Используйте тренажёры для правильного захвата
В продаже есть разные
Навыки активного слушания
В школе ученики слушают, что говорит учитель, не перебивая, а также отвечают на вопросы, когда к ним обращаются. В детском саду воспитатели стараются развивать в детях этот навык, но не всем малышам удаётся его освоить. Поэтому перед поступлением в первый класс родителям нужно уделить этому особенное внимание.
Что такое активное слушание и почему оно так важно? Поясним: этот тип слушания означает полное внимание к говорящему и попытку понять отправляемое сообщение полностью. Активные слушатели демонстрируют вербальные и невербальные признаки слушания.
Вопросы по теме – основной признак активного слушания. Невербальные знаки включают улыбку, кивки головой, позу и избегание любых отвлекающих факторов.
К основным преимуществам активного слушания относятся:
Что может произойти с первоклассником, если он будет не активным, а пассивным слушателем? Пассивное слушание – это просто восприятие того, что говорит говорящий, без попытки его понять. Когда школьник пассивно слушает, он не запоминает информацию, потому что легко отвлекается.
Активное слушание требует от слушателя понимания того, что пытается донести говорящий, а не только слышания слов, которые учитель говорит.
Как ребенку улучшить навыки слушания?
Перечислим способы, которые помогают улучшить навыки слушания:
Показать ребёнку на примере, как быть активным слушателем, это только первый шаг. Также важно практиковать эти навыки.
Расскажем, как и что применить на практике, чтобы помочь развить и отточить навыки активного слушания:
«Найди несовпадение».
Необходимое количество участников – от 2-х человек.
Как играть:
«Саймон говорит»
Необходимое количество участников – от 3-х человек.
Как играть:
«Испорченный телефон»
Необходимое количество участников – от 4-х человек.
Как играть:
«Самый быстрый»
Необходимое количество участников – от 3-х человек.
Как играть:
Примечание: это может показаться азартной игрой, но дети в ней учатся оттачивать свои навыки слушания, устанавливая связь между остановкой музыки и действием.
«История»
Необходимое количество участников – от 2-х человек.
Как играть:
«Звуковая охота»
Необходимое количество участников – от 2-х человек.
Как играть:
Чтобы быть лучшим слушателем, требуется концентрация внимания и усидчивость. Этот навык необходимо постоянно развивать. Говорите ребенку о том, что умение будет нужно ему как в школьном возрасте, так и в будущей взрослой жизни.
Социальные навыки
Будущий первоклассник несколько часов подряд будет находиться в школе, выполнять задания учителя, играть со сверстниками на переменах. Если ребёнок ранее посещал детский сад, у него не должно возникнуть проблем с социализацией. Но если это «домашний», стеснительный малыш, ему нужно тренировать социальные навыки.
Расскажите ребёнку, что он будет участвовать в групповых мероприятиях, ему нужно будет уважать мнение своих друзей.
Научите первоклассника обращаться за помощью, когда ему это необходимо. Расскажите, что нужно поднимать руку, когда он хочет задать вопрос учителю.
Навыки самообслуживания
В школе ребёнок завтракает и обедает. Здесь важно успеть сделать это во время перемены. Чаще всего её продолжительность составляет 20 минут. За этот временной отрезок первоклассник должен успеть прийти вместе с классом и классным руководителем в столовую, вымыть руки мылом, высушить их, сесть за стол, аккуратно съесть предложенную еду, поставить грязную посуду на специальный стол, откуда её заберут. Напомните ребёнку о такой важной гигиенической процедуре, как мытьё рук после посещения туалета.
-80%
© 2024, Липина Марина Александровна 83