СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для правильного произнесения различных звуков необходима хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата может проводится дома в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3- 5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом. - взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы; - показывает его выполнение; - упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали.
Примеры артикуляционных упражнений в стихотворной форме.
Звук З. Язычок широкий – ниже, Кончик – к нижним зубкам ближе! И со звонким ветерком Звонко Ззз. произнесем. З заливисто звенит, Звонко З в словах звучит.
Звук М. М – нам губы звук смыкает! Звуку голос помогает. Если голос есть – мычанье, Если нет – тогда … молчанье!
Звук П.- П, п, п! – пускает пар полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, путь по рельсам пробегает. Плавно по реке плывет, паром пышет пароход. - П! – мы губы сложим вместе. - П! – мы выдохнем порезче! - П! П! П! – пыхтим мы глухо: Нету голоса у звука!
Звук Т. Языком, передним краем, В десны верхние ударим. - Т! – и выдохнем сильнее, Чтобы было всем слышнее: Т – не звонкий, Т – глухой, Т – короткий, Т – взрывной!
Звук О. - О! – мы губы округляем. - О! – мы плавно напеваем. - О! – свободно голос льется. - О! – так звонко раздается: Обруч, орден, остров, омут, Окунь, отмель, осы, овод!
Звук А. Все со мною вместе пойте – А! И пошире рот откройте – А! - А! – споем мы высоко, - А! – протянем низко. - А … - как будто далеко, - А … - мы слышим – близко. - А, - шепнем, - А! – крикнем звонко. - А, - тихонько, - А! – так громко! Все теперь мы будем знать:
© 2019, Липина Марина Александровна 192