СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду. Таким образом, для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка, а одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Поэтому в рамках коррекционной работы с детьми нашей группы мы вместе с учителем-логопедом часто применяем логосказки.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).
• Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров:
• пальчиковый,
• настольный,
• рукавичный,
• куклы-БИБАБО,
• куклы на палочках,
Артикуляционные сказки.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.
В сказке «Три медведя » дети дуют на «горячий чай» в чашке.
В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.
В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.
Пальчиковые логопедические сказки.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Фонетические сказки.
Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.
Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.
Например,в сказке «Лисичка-сестричка и волк» по просьбе педагога, они могут вспомнить и повторить слова со звуком Л, выделяя его.
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Лексико – грамматические сказки.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например,в сказке «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.
В игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь») дети закрепляют правильное употребеление простых предлогов ( за, под,, на и т.д.)
Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ (не хвост, а хвостище, не усы, а усищи)
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.
Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:
- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»
- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.
Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» - новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».
Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).
Сказки для обучения грамоте.
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. Логосказки: знакомят детей с гласными и согласными звуками,
формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
развивают слуховое внимание;
развивают фонематический слух;
знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.
© 2022, Пастушенко Елена Юрьевна 264