СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация-практикум для родителей подготовительной группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация – практикум для родителей подготовительной группы.

Цель: Дать представления о содержании коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста: познакомить с методикой проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, с основами подготовки к обучению грамоте, развитием словаря и связной речи.

Материалы и оборудования: индивидуальные зеркала, картинки к артикуляционной гимнастике; «звуковая таблица»; модель «составляем синквейн»; популярная литература; раздаточный материал (листы, карандаши, ручки); доска, маркер, картина «Осень».

Содержание консультации – практикума:

  1. Значение артикуляционной гимнастики. Знакомимся с методикой проведения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

-Для каждой группы звуков существует свой комплекс упражнений. Попробуем с вами сделать артикуляционную гимнастику.

  1. Основы подготовки к обучению грамоте.

Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность – через игры со звуками. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Предлагаю поиграть с вами в звуковые игры, «пропустить» их через себя, чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.

Игра «Поймай звук» (изолированное звучание, в слогах, словах).

Игра «Начало, середина, конец» (где в слове слышится звук «С»: марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос).

Игра «Ушки на макушке». – Я многократно произнесу одно и тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть: сыр, сыр, сыр, сор, сыр, сыр. Шар, шар, жар, шар, шар. Рад, рад, ряд, рад, рад.

Игра «Верни шалунишку». – Какой первый звук в слове МОРКОВЬ? (звук М). Из моих слов убежал звук «М». Верните его в начало слова: -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Игра «Цепочка слов». Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.(Слон – нос –стол…)

Вопросы родителям: - Что можно делать со звуками? (слышать и произносить). - На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные). - Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть: И, Э, А, О, У, Ы). - Почему одни звуки называются гласными, другие согласными? В чём главное их отличие? (преграда). Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

-Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова: а)брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, Ь; б) выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчёркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например слова СОН. С-С-Сон – первый звук «С». СООООН – второй звук «О». СОННННН – третий звук «Н».

К концу учебного года, дети, посещающие коррекционно – развивающие занятия должны производить полный фонематический (звуковой) анализ слов. Сегодня я покажу, как работать с комплексной таблицей, которая позволяет полноценно проанализировать звуковой состав слова.

Особенность комплексных таблиц – в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твёрдости-мягкости согласных звуков. В левом столбце таблиц кратко изложены задания с графическими подсказками, что помогает родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а также наблюдать за их успехами при формировании звукового анализа изучаемых слов.

Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, твёрдость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Когда у детей закрепится умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение: - что общего в этих словах? Чем отличаются данные слова?

  1. Развитие лексико – грамматических категорий.

Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА

* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны,

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1.первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Семья

2.вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3.третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5. пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).

Варианты составления синквейна:

1.Можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

2. нарисовать предмет и составить синквейн.

Сегодня я покажу, как можно составлять синквейны с помощью метода наглядного моделирования (картина «Осень»). Показ.

Предложить родителям составить синквейн.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНСУЛЬТАЦИИ – ПРАКТИКУМА.

03.08.2021 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП