СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Развитие мелкой моторики для учащихся с ТО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 122 г. Минска»

КОНСУЛЬТАЦИИ

2022

Мелкая моторика

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также

словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное

отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в

детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не

брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад

родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками:

перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое

занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в

частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к

письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием

тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией

Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не

все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок

хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание

шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и

колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы -невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть

новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если

задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой

большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается

форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,

приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же

делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой

моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом,

исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не

время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом

говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно

сделать все намного проще!

*Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

*Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

*Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

*Заводить будильник, игрушки ключиком.

*Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

*Резать ножницами (желательно небольшого размера).

*Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

*Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

*Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца,

перекладина).

*Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

*Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

*Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как

ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик,

а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую

фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и

привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или

равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.

Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого

раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести

косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и

расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко

действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой

моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени,

когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые

фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам

нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под

салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь

определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно -развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и

посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и

различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.

Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не

получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует

постоянно поощрять и вселять в него уверенность, что у него все получится.

Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.

Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками,

красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то,

практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют

формированию тонкой моторики руки.

«Игровые упражнения

для развития мелкой моторики рук для детей с трудностями в обучении».

У детей с ТО наблюдается некоторое своеобразие развития мелкой моторики: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации движений, общая моторная неловкость, скованность и т.д.

Несформированность моторики кистей и пальцев рук создает определённые трудности в овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

К сожалению, в силу занятости, мы не всегда можем найти время на игры и разговоры с нашими детьми. Поэтому дети все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. К максимально удобным вещам относятся: одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

И все же педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику и готовить руку ребенка к письму уже в раннем возрасте. Развитие мелкой моторики осуществляется через диагностические игры и упражнения. Вашему вниманию, представлены различные игры для развития мелкой моторики. Постарайтесь найти время и поиграть!

Упражнения и игры

на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ТО.

«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.

«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими 6уинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчиваются на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

«Гармошка». Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая

«Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребёнку даётся задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину

«На морском берегу». Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

«Художник». Ребёнок ставит локоть ведущей руки на стол, берёт в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остаётся неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задание на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.

«Вязание». На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец – на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнение левой рукой.

«Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

С уважением

Марина Геннадьевна Жукова

05.10.2022 00:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП