СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепт "СЕМЬЯ" в современном языковом сознании учащихся БОУ "Лубянская ОШ" и ее выпускников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя дипломная работа (в феврале 2015 года я закончила ОмГПУ) получилась интересной, результаты проведенного эксперимента, на мой взгляд, могут заинтересовать тех, кому сегодня небезразлично, что для современной молодежи значит семья.

Вашему вниманию предлагается защитное слово к дипломной работе на тему: Концепт «СЕМЬЯ» в современном языковом сознании.

К настоящему времени существует уже достаточно много работ, описывающих тот или иной концепт, в большинстве из них концепт исследуется как элемент национальной языковой картины мира (и часто сравнивается с картинами мира других языков), либо исследователь фокусирует свое внимание на индивидуально-авторской (поэтической) трансформации какого-либо концепта. Таким образом, актуальной оказывается потребность перенести акцент исследования на выявление и описание специфических языковых характеристик концепта. Именно с этой позиции и анализируется концепт «Семья» в настоящей работе. Концепт «Семья» является ключевым в русской культуре и принадлежит к понятийно-языковому ядру русской лексики. Он находит отражение в специализированных (идеографических, ассоциативных) словарях.

Актуальность нашей работы обусловлена потребностью познания мнения современного поколения о понятии семья. Происходит ли в наше время разрушение родового уклада, то есть потеря семейных традиций? Помнит и чтит ли сегодняшнее молодое поколение своих предков? Ведь концепт «Семья» относится к тем концептам, которые представляют собой ключевые понятия культуры, опорные точки национального менталитета, где аккумулированы важнейшие понятия материальной и духовной культуры, которые транслируются в языковом воплощении от поколения к поколению. Эти вопросы вызвали наш интерес к исследованию понимания понятия семья.

Гипотеза – исследование ассоциативного поля «Семья», позволит сделать вывод о концептуальных признаках понятия семья, актуальных для языковой картины мира современных молодых людей.

Объектом исследования избраны единицы языка и речи, репрезентирующие концепт «СЕМЬЯ».

Предметом исследования являются концептуальные представления о семье, актуальные для сознания молодых людей.

Материалом для работы послужили результаты ассоциативного эксперимента, проведенного в двух группах молодых людей: учащихся Бюджетного общеобразовательного учреждения «Лубянская основная школа» (14-16 лет) и её выпускников (17-25 лет). Исследовательская картотека содержит более 1300 реакций. Также материалом анализа явились данные «Функционально-когнитивного словаря русского языка», в котором представлено более 500 единиц.

Цель исследования состоит в определении специфики репрезентации концепта «Семья» в языковом сознании современных молодых людей.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «концепт», «поле», «лексико-семантическое поле»;

  2. изучить концепт «СЕМЬЯ» по материалам идеографического словаря;

  3. разработать методику лингвокогнитивного анализа лексико-семантического поля «Семья» в ментальной и речевой деятельности молодежи;

  4. провести ассоциативный эксперимент среди двух групп молодых людей;

  5. на основе материалов ассоциативного эксперимента, сопоставленных со словарными данными, проанализировать, каким образом концепт «СЕМЬЯ» представлен в картине мира современной молодежи.

Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов: ассоциативный эксперимент, статистический анализ, теоретическая интерпретация эмпирических данных и выявление тенденций и закономерностей, методы компонентного, лексико-семантического анализа, классификации, сопоставления, семантического моделирования.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка комплексного описания концепта «СЕМЬЯ» в молодежном языковом сознании; проведен сопоставительный анализ концептуальных смыслов, актуальных для языкового сознания реальной группы молодых людей и обобщенного языкового сознания носителей русского языка.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды в области разработки проблем, связанных с языковой концептуализацией мира, когнитивным подходом к изучению единиц языка и речи (Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова и др.)

В рамках первой главы дипломной работы мы отметили, что в лингвокултурологии нет однозначного подхода в трактовке понятий «концепт», «поле», «лексико-семантическое поле». Изучив работы разных авторов, мы сделали следующие выводы:

  • на наш взгляд, определение, предлагаемое В.И. Карасиком, суммирует представления оконцепте, который трактуется как «культурно-значимое социопсихологическое образование в коллективном сознании, определенное в некоторой языковой форме»;

  • по мнению Н.Ф.Алефиренко, поле - это «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим инвариантным значением, отражающих в языке определенную понятийную сферу»;

  • в своих трудах А.М.Кузнецов говорит о том, что основанием для объединения слов в лексико-семантические поля служат словесные ассоциации, отражающие связи предметов в окружающем мире;

  • по мнению А.А. Уфимцевой, семантическая структура поля состоит из следующих частей: ядра - семантического компонента высшего порядка, организующего вокруг себя семантическое развёртывание группы; центра поля, которое состоит из единиц, имеющих интегральное, общее с ядром и рядоположительными единицами дифференциологическое значение; периферия поля включает единицы, наиболее удалённые в своём значении от ядра, общее родовое понятие здесь оттеснено в разряд потенциальной или вероятностной семантики.

Во второй главе диплома мы обращаемся к анализу семантического поля «Семья», представленного в идеографическом словаре, и предпринимаем попытку структурирования и описания ассоциативного поля, выявленного нами на основе проведенного эксперимента.

Молодежь является наиболее динамичной частью общества и, составляя до трети всего населения страны, представляет собой самую многочисленную социальную группу, определяющую черты будущей социальной действительности России. Именно поэтому участниками нашего эксперимента стали молодые люди в возрасте 14-25 лет.

Для изучения роли и значения лексико-семантического поля «Семья» в картине мира современной молодёжи нами была выбрана методика ассоциативного эксперимента, которая является сегодня чрезвычайно распространенной как в психологических, так и лингвистических исследованиях. Участниками эксперимента стали 2 группы молодых людей: 1) 20 учащихся Бюджетного общеобразовательного учреждения «Лубянская основная школа» в возрасте от 14 до 16 лет (10 девочек и 10 мальчиков); 2) молодые люди – выпускники школы в возрасте от 17 до 25 лет (12 девушек и 10 юношей). Им было предложено за 3-5 минут, не обдумывая, написать все ассоциации на понятия, которые, по нашему мнению, отражают основное содержание исследуемого концептуального пространства. В результате эксперимента было получено в общей сложности 1309 реакций.

Представим результаты в соответствии с экспериментальными группами. Общее количество реакций первой возрастной группы – 598.

Нами выделены следующие семантические признаки, организующие микрополя ассоциативного поля «Семья»:

1) «общие отношения родства» (122 реакции);

2) «близкие родственники» (229 реакций);

3) «дальние родственники» (63 реакции);

4) «взаимоотношения в семье» (129 реакций);

5) «место существования семьи» (43 реакции);

6) «этапы семейной жизни» (12 реакций).

Таким образом, все приведённые выше реакции, полученные в ходе эксперимента, оказались распределены по микрополям, посчитаны и представлены в процентах. Теперь на основании количества и процентного соотношения выделим ядро, центр и периферию.

Таблица 2. Структура ассоциативного поля «Семья» по результатам эксперимента в младшей возрастной группе

Зона поля

Микрополя

% реакций

Ядро

«близкие родственники»

38

Центр

«взаимоотношения в семье» «общие отношения родства»

22

20

Периферия

«дальние родственники»

«место существования семьи» «этапы семейной жизни»

11

7

2

Таким образом, можно сделать вывод, что для подростков в формировании представления о семье наибольшее значение имеют социальные роли членов семьи, родственников, в первую очередь родителей. Для 14-16-летних ребят семья – это те, кто окружает их каждый день, с кем связаны их повседневные дела, заботы, эмоции.

Поскольку респондентами являлись и мальчики, и девочки, мы имеем возможность сравнить полученные ассоциации по гендерному признаку (Таблица 3).

Таблица 3. Гендерное сопоставление реакций в младшей возрастной группе

Микрополя

Реакции, полученные от девочек (%)

Реакции, полученные от мальчиков (%)

«близкие родственники»

37

40

«взаимоотношения в семье»

28

14

«общие отношения родства»

14

27

«дальние родственники»

11

10

«место существования семьи»

8

7

«этапы семейной жизни»

2

2

Таблица 3. показывает, что ассоциативное поле «Семья» в сознании молодых людей в возрасте 14-16 лет представлено по-разному. Девочки больше используются лексемы микрополя «взаимоотношения в семье», что отражает значимость для них благоприятной атмосферы в родительской семье. Для мальчиков более актуальны лексемы микрополей «близкие родственники» и «общие отношения родства», что отражает представления, связанные со своим местом в семье как на данный момент, так и во временном пространстве в целом.

В результате эксперимента во второй группе получено 711 реакций.

Нами выделены следующие семантические признаки, организующие микрополя ассоциативного поля «Семья»:

1) «взаимоотношения в семье» (257 реакций);

2) «близкие родственники» (200 реакций);

3) «дальние родственники» (60 реакций);

4) «семейный быт» (117 реакций);

5) «место существования семьи» (53 реакции);

6) «этапы семейной жизни» (24 реакции).

Приведённые выше реакции, полученные в ходе эксперимента, распределенные по микрополям и представленные в процентах, разместим в структуре ассоциативного поля.

Таблица 4. Структура ассоциативного поля «Семья» по результатам эксперимента в старшей возрастной группе

Зона поля

Микрополя

% реакций

Ядро

«взаимоотношения в семье»

36

Центр

«близкие родственники»

«семейный быт»

28

17

Периферия

«дальние родственники»

«место существования семьи» «этапы семейной жизни»

9

7

3

Исходя из результатов эксперимента можно сделать вывод, что для молодых людей 17-25 лет в формировании представления о семье наибольшее значение имеют не столько родственники, сколько отношения между членами семьи. Также немаловажным является и организация совместного быта, так как в данном возрасте молодые люди активно вовлекаются в этот процесс, либо помогая родителям, либо создавая свою собственную семью.

Поскольку респондентами являлись и юноши, и девушки, мы имеем возможность сравнить полученные ассоциации по гендерному признаку. В Таблице 5. также представлено сравнение значимости выделенных семантических признаков для девушек и юношей.

Таблица 5. Гендерное сопоставление реакций в старшей возрастной группе

Микрополя

Реакции, полученные от девушек (%)

Реакции, полученные от юношей (%)

«взаимоотношения в семье»

38

35

«близкие родственники»

25

32

«семейный быт»

19

13

«дальние родственники»

8

9

«место существования семьи»

7

8

«этапы семейной жизни»

3

3

Таким образом, ассоциативное поле «Семья» в языке молодых людей старшей группы участников эксперимента представлено по-разному. В языке девушек больше используются лексемы микрополей «взаимоотношения в семье» и «семейный быт», что отражает представления о своей собственной будущей семье. В языке юношей больше используются лексемы микрополя «близкие родственники», что отражает представления, связанные с родительской семьей.

Теперь рассмотрим ассоциации к понятию «Семья» в двух возрастных группах в сопоставлении. Схематично представим это в Таблице 6.

Таблица 6. Сопоставление структуры ассоциативного поля «Семья» по результатам эксперимента в двух возрастных группах

Зона поля

Микрополя, выделенные по результатам эксперимента в младшей возрастной группе

(% реакций)

Микрополя, выделенные по результатам эксперимента в старшей возрастной группе

(% реакций)

Ядро

«близкие родственники» (38)

«взаимоотношения в семье» (36)

Центр

«взаимоотношения в семье» (22)

«общие отношения родства» (20)

«близкие родственники» (28)

«семейный быт» (17)

Периферия

«дальние родственники» (11)

«место существования семьи» (7)

«этапы семейной жизни» (2)

«дальние родственники» (9)

«место существования семьи» (7)

«этапы семейной жизни» (3)

Как видим в таблице, представления о семье претерпевают изменения в зависимости от возраста респондентов. От 14 лет к 25 годам доля ассоциаций, отражающих область общения, отношения в семье, увеличивается, а доля ассоциаций, связанных с родственными связями, уменьшается.

Картина представлений о семье после 18-20 лет резко меняется. В ответах второй группы участников эксперимента нет ассоциаций, связанных с «общими отношениями родства». Зато появляются ответы, относящиеся к категории «семейный быт», которых не было у участников первой группы. Мы связываем это с тем, что молодые люди начинают активно строить свою собственную семейную жизнь и при этом сталкиваются с рядом материальных, бытовых трудностей (где жить, как распределять бюджет, как вести хозяйство и т.п.). То есть изменения в реальной семейной жизни вносят существенные коррективы в представления молодых людей о семье.

Теперь рассмотрим в Таблице 7, есть ли различия в результатах эксперимента в зависимости от пола респондентов.

Таблица 7. Гендерное сопоставление реакций в двух возрастных группах

Микрополя

Реакции, полученные от девушек (%)

Реакции, полученные от юношей (%)

«взаимоотношения в семье»

75

75

«близкие родственники»

53

46

«семейный быт»

19

13

«общие отношения родства»

14

27

«дальние родственники»

19

19

«место существования семьи»

15

15

«этапы семейной жизни»

5

5

Как видно из таблицы, между группой девушек и группой юношей практически не наблюдается различий. Это говорит об отсутствии гендерной обусловленности концепта, о его значимости для всех носителей языка независимо от пола. Только ассоциации микрополя «близкие родственники» дают нам возможность предположить, что для девушек, как для будущих хранительниц семейного очага, в формировании представления о семье наибольшее значение имеют социальные роли членов семьи, родственников. Также видим, что быт в семье больше важен для девушек. А вот связь поколений наиболее актуальна для юношей.

Результаты проведенного нами свободного ассоциативного эксперимента большей частью подтверждают материал, собранный авторами Функционально-когнитивного словаря. При совпадении основного массива единиц в ассоциативном поле, однако, не выявлены лексемы и сочетания, входящие в группы, объединенные семантическими признаками «кровное родство», «юридическое родство», «духовное родство», «отсутствие явного родства», «обретение родства», «потеря родства», поскольку они не являются актуальными для сознания современных молодых людей. При этом в ассоциативном поле значимыми оказались семантические признаки «семейный быт» и «взаимоотношения в семье», которые в идеографическом словаре соотнесены с иными группировками единиц.

Таким образом, наше исследование показало, что многослойное молодёжное сознание репрезентирует традиционное представление о семье, сложившееся в российской культуре.

Категория: Всем учителям
28.11.2015 19:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП