СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концептология – это междисциплинарный интегративный подход к пониманию и моделированию сознания, познания, общения, деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концептология – это своеобразная “срединная” онтология: она нацелена на конструктивное описание бытийно-культурных феноменов, и в этом плане свободна от жесткой зависимости как от собственных первопринципов, так и от собственных эсхатологических обещаний/ожиданий. Что же касается других мировоззренческих, культурологических, теоретических систем, то связанные с ними принципы, во-первых, интересны для концептологического подхода не сами по себе, а как носители соответствующих концептов и/или транспредметных смысловых инвариантов, а, во-вторых, содержательная “середина” этих систем безусловно интересует концептологию больше, чем их формальные начала и концы. 5.2. Назначением концептологии, действительным оправданием ее права на существование перед лицом других также вполне достойных и плодотворных интегративных междисциплинарных учений (наподобие системного подхода, синергетики или теории информации) является методологическое обеспечение и технологическая разработка эвристических моделей развертывания смысла, в частности – культурогенная трансляция смысловых инвариантов из одной предметной области в другую. 5.3. Синтез и анализ концепта (прямая и обратная задачи концептологии), транспредметная культурогенная трансляция смысловых инвариантов и связанные с этим рекультивация и реинжиниринг могут производиться традиционно, так сказать, “вручную” – самим человеком в его теоретико-методологической и затем прикладной (например, методической) деятельности. Но эти процессы можно, в духе времени, попытаться автоматизировать – в рамках концептуальной вообще (и концептологической в частности) компьютерной обработки информации: мы ведем речь о создании концепт-ориентированных интеллектуальных информационных систем и применении их в научных исследованиях и образовании. При этом концептологическая формула того или иного феномена – то есть сложноорганизованный концепт, сам состоящий из концептов низшего уровня – становится основой для проектирования и построения “интеллекта” информационной системы, прежде всего для разработки программного обеспечения среднего уровня (библиотеки функциональных моделей смыслового поиска), связывающего интерактивный пользовательский интерфейс с базами данных, в том числе расположенных в региональных и глобальных информационных сетях. Оба этих направления развития концептологии (традиционное и компьютерное) мы рассматриваем как дополняющие и корректирующие друг друга; оба входят в предмет деятельности НИИЦ «Центроконцепт» при ПГУ имени М.В.Ломоносова (Архангельск, Россия). 5.4. Концептология – это междисциплинарный интегративный подход к пониманию и моделированию сознания, познания, общения, деятельности. Ее центральное понятие (“концепт”) и ее основной метод (культурогенная трансляция концептов) не противостоят существующим в каждой отдельной дисциплине понятийным системам и логике их развертывания. Концептология ничего не отменяет и не разрушает. Наоборот, она стремится достроить каждый специализированный феномен – философскую категорию, научное понятие, художественный образ, нравственный поступок, религиозный символ веры и т.д. – до его смысловой полноты и раскрыть его культурогенный эвристический потенциал. Именно в этом качестве она может оказаться подходящим инструментом для смысловых корректировок существующих научно-образовательных технологий. А также точкой опоры для разработки новых технологий, с самого начала ориентированных на актуализацию и разноплановую аспектуализацию смысла.
08.09.2017 14:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП