СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция ФГОС для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О проекте специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Институтом коррекционной педагогики РАО подготовлена концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» как основа для создания государственных стандартов начального образования разных категорий детей с ОВЗ.

     При создании этой концепции были выделены следующие цели:

1.     Концепция должна гарантировать введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

2.     Стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

3.     Для ребенка с ОВЗ, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.

      Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников: дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Поэтому предложено четыре основных варианта специального стандарта образования, отвечающие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

     Каждый вариант характеризуется:

- уровнем результата образования, который может быть как цензовым (сопоставимым с уровнем образования нормально развивающихся сверстников), так и нецензовым;

- структурой и содержанием образовательной программы;

- результатами обучения на каждой ступени;

- условиями, которые должны быть созданы для его освоения.

     Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)

     Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

     Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценного жизненного опыта ребенка.

     Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ.       

 

       Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)

        Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.

       Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

       Во втором варианте необходимо усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду.

     Третий вариант специального стандарта (нецензовый уровень)

     Третий вариант не предполагает освоение цензового уровня образования: в структуре его содержания «академический компонент» компенсирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

     Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

     В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Необходимо расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

  Четвертый вариант специального стандарта (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования)

     Ребенок получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.

    Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

     Вывод: Образование ребенка с ОВЗ может считаться качественным при условии продвижения по обоим направлениям – «академическому» и жизненной компетенции. Соотношение продвижения ребенка по этим двум направлениям является определяющим для оценки качества образования в первом, втором и третьем вариантах специального стандарта. В четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребенка в этом направлении становится основным результатом образования.

     С конкретными проектами СФГОС для детей с нарушениями слуха,  речи, задержкой психического развития можно познакомиться на сайте Института коррекционной педагогики

Категория: Прочее
08.01.2015 23:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП