СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начать хочу с того, что в моей жизни важную роль сыграло музыкально-педагогическое училище. Я закончила Ульяновское музыкально-педагогическое училище с красным дипломом, и благодарна годам обучения в училище. Там я получила первые профессиональные навыки учителя музыки, методологическую основу преподавания, которые, к сожалению, ни один ВУЗ не дает так глубоко и детально.
Благодарна также музыкальному факультету Казанского педагогического института, с которым до сих пор поддерживаю тесные творческие связи. Учеба в нем, дополнила и обогатила конкретные знания, умения, навыки, общекультурными ценностями.
Но все-таки первой ступенькой образования, в том числе и музыкального, является – школа.
Я работаю учителем музыки в гимназии №8 Советского района города Казани с 1996 года. В нашей школе наблюдается преемственность инновационных программ. В 2005 году гимназия начала реализацию программы «Создание непрерывных условий образования и развития учащихся в условиях среды развивающегося типа», Коллектив гимназии считает, что каждый ученик, пришедший в гимназию должен получить возможность для самореализации, т.е. найти себя в каких-то видах деятельности, проявить себя, почувствовать успех. Это обеспечит ему в дальнейшем конкурентоспособность в социуме.
Какова же роль учителя музыки в школе? Я считаю школу самым важным, самым надежным и интересным местом, где можно заниматься музыкой с детьми. С 2005 года мной разрабатывается методическая тема «Музыкальная среда как условие для самореализации и саморазвития личности школьника».
Такую музыкальную среду я обеспечиваю посредством двух основных видов деятельности учителя музыки:
- уроки, на основе развивающих технологий
- внеклассная работа, организация концертно-исполнительской деятельности учащихся.
Одновременно с этим я считаю важной составляющей творческой деятельности учителя – его собственное саморазвитие, отражающееся в профессиональных достижениях.
Почти каждый учитель – музыкант размышляет о создании собственной программы по музыке, где учитывается специфика региона, контингент учащихся, наличие репертуара, возможности самого педагога. Мной разработана программа «Музыкальное искусство народов мира и Татарстана», которая представляет собой вариативный тип образовательной программы.
В системе дополнительного образования разработаны программы вокально-хоровой работы, кружка «Магия музыки».
Урок – основная форма музыкального образования, это авторское дело каждого учителя. Многообразие видов музыкальной деятельности на уроках, позволяет творчески подходить к выбору формы урока: уроки-концерты, уроки-соревнования, викторины, путешествия, игры…
В работе со старшими детьми преобладает интегрированная форма уроков. Инновационность таких уроков я вижу в полихудожественном освоении искусства, основанном на синтезе различных видов искусств.
Моя принципиальная позиция в том, что одних уроков для решения целей, поставленных задач явно недостаточно. Поэтому львиную долю своего времени и сил я отдаю на внеклассную работу, музыкально развивая и воспитывая детей.
Мной проводится систематическая работа с вокальными коллективами гимназии: старшим и младшим хором, ансамблями «Гармония», «Бисеринки», победителями конкурсов и фестивалей различного уровня, провожу кружок «Магия музыки».
Кружковая работа рассматривается нами как возможность дополнительного общения ребенка в музыкальной среде, позволяет удовлетворить разнообразные интересы детей, дает возможность самовыразиться.
Работа с хоровыми коллективами – мой основной, любимый вид деятельности, поскольку я сама на протяжении многих лет являюсь хоровым исполнителем. Своим опытом работы, формами работы с детским хором я поделилась на страницах сборника
«С песенкой по лесенке». Несколько слов о сборнике. В данное пособие вошли мои разработки сценариев отчетных концертов хоровых коллективов. Почти все сценарии построены в стихотворной форме. Тематика концерта определяется подборкой песен: о школе, о животных, о временах года, о войне и мире, юмористические песни….
Выбирается тема, репертуар, пишется сценарий, далее вокально-хоровая работа, работа с солистами, дополнением является творческим подходом к исполнению произведений: инсценировки песен, музыкально-ритмические движения, использование детских музыкальных инструментов. Таким образом, концерт превращается в яркий праздник.
Такая форма работы очень нравится детям, вызывает живой интерес у слушателей, родителей, побуждает к совместной творческой деятельности ученика и учителя.
Я считаю важной составляющей творческой деятельности учителя его собственное саморазвитие, самообразование. В своей работе необходимо наметить области дальнейшего исследования. Среди них: предшкольная подготовка детей, работа с шестилетками; освоение новых инфориационных технологий; а также учитель музыки всегда должен поддерживать свою вокальную и инструментально-исполнительскую форму.
В современных условиях педагогическое мастерство учителя музыки понимается не только как комплекс специальных умений, навыков, но и как развитие способности к совместной с учащимися творческой деятельности, умению создавать и использовать в педагогических целях музыкально-образовательную среду.
Меня часто спрашивают мои знакомые: «Ну что, ты все еще в школе?». На что я отвечаю: «Если не я, то кто же». Работа учителя сложная, малооплачиваемая, но очень интересная, творческая! Ни один концерт, ни одно мероприятие в школе не обходится без учителя музыки. А уроки… Ведь только учитель музыки может познакомить с музыкой Баха и творчеством Венских классиков, Чайковского и Жиганова, классикой джаза, поп и рок музыки, дать детям первые уроки музыкальной грамоты и вокально-хорового пения. В этом, я считаю, высокая миссия и предназначение учителя музыки.
© 2015, Антонова Альбина Ривгатовна 1064