СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Коррекционно-развивающее обучение.
Как развивать интеллект у детей с ЗПР.
Я провожу занятия с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Многим детям данной возрастной категории трудно дается выполнение заданий по обобщению и абстрагированию, у них слабо развиты многие психические процессы. То есть это дети со слабо развитым интеллектом.
Как можно в двух словах выразить, что такое интеллект?
Интеллект – это есть жизненный опыт. Само слово имеет происхождение от латинского «умственный» и по началу интеллигентами назывались только деятели умственного труда. Но любой труд неотделим от умственных усилий и жизненного опыта. Интеллект или жизненный опыт строго индивидуален и у каждого найдется то, чего нет у других, каким бы он не был. Никакой интеллектуальный механизм принципиально не может быть реализован без системы личностной значимости воспринимаемого и результатов собственного поведения. Интеллект-это способность к познанию и логическому мышлению.
. При работе с такими детьми я поставила перед собой цели:
Из работы с детьми с ЗПР можно заключить, что эффективным является использование игровой формы. В процессе работы надо менять виды деятельности, чтобы заинтересовать детей. Перед учителем, работающим в таком классе, встает задача организации коррекционного обучения. Коррекционная работа способствует развитию у учащихся внимания и памяти, пространственного восприятия, основ логического мышления. Следует помнить, что все познавательные психические процессы (восприятие, мышление, память и др.) существуют не в «чистом виде», а представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Например, упражнение «графические диктант» можно отнести к пространственно – ориентационным заданиям, так же оно эффективно способствует развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки. Работая второй год в классе КО, видя какие трудности испытывают дети при запоминании, а затем при воспроизведении заучиваемого материала я пытаюсь отобрать, сгруппировать различные упражнения, оказывающие эффективное воздействие на развитие памяти у детей с ЗПР. Учителю важно помнить, что память ребенка устроена не одинаково, то есть по разному, получена информация, сохраняется в сознании. Она может сохранена в виде зрительных (визуальных), слуховых (аудиальных) или кинестетических образов. Как правило, ребенок опирается на одну из трех ведущих систем, что и порождает многие трудности при усвоение школьной программы. Важным приемом запоминания учебного материала является установление логических закономерностей. Например, детям необходимо запомнить и зарисовать фигуру, состоящую из трех прямоугольников, затем рассказать, как запоминали (фигура похожа на корову: туловище, голова, ноги) важно учить детей искать опорный пункт для запоминания, ни в коем случае не критиковать прием, предлагаемый ребенком.
Отлично тренирует внимание, память, пространственное воображение – игры «зашифрованные рисунки» (аналогичны игре «морской бой») прекрасно развивает память игра «слепая муха» (кружок на поле, расчерчено на квадратики), к концу игры можно делать до 10-15 ходов. Эффективна игра «снежный ком», где участник должен воспроизвести все предшествующие слова и добавить свое. Детям в классе КО особенно трудно дается русский язык, много ошибок они допускают при написании словарных слов с такими словами я знакомлю по следующей методике:
Словарные слова даю на карточках четырех типов:
Хорошее упражнение для тренировки памяти – слава анаграммы. Можно давать слова как для расшифровки, так и для зашифровки, например:
мосалет конь
толопок лампа
Ежедневно на уроках русского языка стараюсь проводить зрительные и слуховые диктанты. Они полезны для развития точности памяти, тренировки внимания, активизации мышления, способствует осознанному запоминанию правильного написания:
- видел: дерево, колено, балкон и т.д. до 10 слов
- слышал (запись закрыта): шкаф, чулок, растение и т.д. до 10 слов
Первый столбик дети прочитывают по указке учителя «про себя», затем учитель называет слово из второго столбика (надо найти ассоциации: шкаф из дерева). после чего дети пишут в тетради «что видел», «что слышал». должна быть обязательная орфографическая проверка.
На уроках чтения можно давать такие задания – найти и обвести в кружок заданные слова, поочередное чтение слов правильно и наоборот, чтение, когда нижняя или верхняя часть строки закрыта, чтение текста перевернутого на 900, чтение наложенных друг на друга слов. одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ЗПР является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднение учащихся при чтении текста. Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги слова, а кроме того, внушить детям с ЗПР уверенность в себе. дальнейшая работа с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная. Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.
са-за ма-мя гол-кол
со-зо мо-ме гара-кара
су-зу му-мы игра-икра
А О У
НА НО НУ
ЗА ЗО ЗУ
ЛА ЛО ЛУ
МАК МАЙКА ВАНЯ
РАК ЗАЙКА МАНЯ БАК ГАЙКА ТАНЯ
НИЗ-ВНИЗ ПЛЫЛ-ВСПЛЫЛ
ЧАЙ-ЧАЙНИК БИЛ-ВБИЛ
ЛЕЗ-ВЛЕЗ ДВОР-ДВОРНИК
а-ан-бан-бант
е-се-сер-серп
о-то-сто-стол-столб
с-то-сто-ит-стоит
пила-липа карп-парк
каза-коса палка-лапка
гора-рога ужи-лужи
сад-садик ход-выход
яма-ямка копал-копнул
Последние два упражнения предупреждают ошибку: дети читают слова с ориентацией на их формальные признаки, а не на смысл. Предварительное прочтение слов, имеющих буквенное сходство приучают детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно каждую его часть. Речевая зарядка проводится в начале урока и на нее отводится до пяти минут.
На своих уроках я провожу мозговую гимнастику (2-3 минуты). Качание головой (упр. стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Пока при помощи дыхания уходит напряжение. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а за тем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте шапку, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза)
2. Разминка от трех до пяти минут основной задачей данного этапа явл. создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний не возможно. поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции и помогающее подготовить ребенка к активной познавательной деятельности например:
-какое сегодня число? а день недели?
-как кричит осел?
-наименьшее однозначное число?
-на чем путешествовал Емеля?
-как называется рот у птицы?
-кто сидит на троне и управляет царством?
-заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить?
-ее наклеивают на конверт?
Систематическая работа над развитием памяти, внимания, восприятия, мышления дает свои положительные результаты. Дети лучше решают задачи, т.к. помнят, о чем в ней говорится, быстрее заучивают стихи, активнее работают на уроках чтения, не боятся высказывать свои мысли, делают предположения.
© 2024, Жерихова Лариса Семеновна 90