СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное занятие для первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я — школьник» (коррекционные занятия для первоклассников)

Занятие 1. Кто такой школьник?

Необходимые материалы: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования (каждый лист разделен пополам чертой), цветные карандаши, скотч или кнопки.

Ход занятия

1. Дискуссия (цель — постановка проблемы, обсуждаемой на дан- ном занятии). Детям предлагается отгадать загадку:

Стоит дом: кто в него войдет,

Тот и ум приобретет (школа).

Загадка довольно трудная, поэтому для ее отгадывания детям могут понадобиться наводящие вопросы.

Обсуждается вопрос: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказались все жела­ющие ответить на этот вопрос. В заключении ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков: «Стать знатоками школьной жизни». Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо по­стоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.

2. Рисунок (цель — осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»). Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я — школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (в зависимости от того, сколько было потрачено на первое задание, около 20-25 минут), в процессе рисования ве- дущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый же- лающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы — школьники!»

Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказать­ся, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.

3. Обобщение (цель — закрепление результатов). Ведущий подво- дит итоги темы «Кто такой школьник», опираясь на детские ри- сунки с выставки.

Занятие 2. Школьный распорядок

Необходимые материалы: тетрадь, цветные карандаши, бумаж­ные заготовки для «школьного распорядка» магнитная доска и магниты (можно заменить скотчем).

Ход занятия

1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Веду­щий, опираясь на выставку рисунков, напоминает о том, что школь­ник — это человек совсем взрослый, у которого новые дела и но­вые правила жизни. Желательно называть детей — авторов рисун­ков по именам (особенно тех, которые на первом занятии были пас­сивными).

2. «Школьный распорядок» (цель — закрепление представлений об уроках и переменах). Ведущий показывает картинки со схематиче- ским изображением различных этапов. В обсуждении на доске составляется график типичного школьного дня («от гардероба до гардероба», уроки и перемены разделены «звонками»). Ребятам предлагается зарисовать готовый график в тетради. Ведущий со- провождает их рисование схематизированным рисунком на доске. Итоговый бумажный вариант «школьного распорядка» вывешива- ется на стене.

Некоторые дети не могут нарисовать «красиво», что вызывает у них негативные эмоции вплоть до отказа рисовать. Задача ведуще­го — помочь им образцом, поддержать рисование.

3. Загадки (цель — закрепление представлений об атрибутах школьной жизни). Ребята отгадывают загадки. Отгадавший загадку говорит не только ответ, но и где нужен этот предмет (на уроке, на перемене, в гардеробе, в столовой и т. д.). Варианты загадок приве- дены в приложении 5.

Некоторые дети отгадывают загадки лучше всех остальных. Важ­но отслеживать, чтобы не получилось «соло» одного-двух детей. Для этого ведущий спрашивает только того, кто поднял руку, причем каждый раз выбирает нового ребенка, отмечая, что видит и осталь­ные руки.

4. Обобщение (цель — закрепление результатов).

Занятие 3. Школьные правила

Необходимые материалы: тетради, цветные карандаши, скотч, пиктограммы с основными «школьными правилами» бумага, маркер.

Ход занятия

1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Веду­щий, опираясь на вывешенный на стене «школьный распорядок», напоминает о том, как устроен школьный день. Желательно про­водить это повторение в режиме «вопрос-ответ». Необходимо спра­шивать разных детей, а не только самых активных.

2. «Школьные правила» (цель — закрепление представлений о школьных правилах). Ведущий рассказывает сказку. Обсуждаются вопросы: «Чем закончится такая сказка? Научатся ли чему-нибудь ученики такой школы? Зачем нужны правила в школе?»

Ребята формулируют известные им правила школьной жизни. Ведущий иллюстрирует их пиктограммами (они готовы заранее, но некоторые иногда приходится дорисовывать по ходу занятия). Спи­сок правил фиксируется ребятами в тетради, учитель помогает схе­матическими рисунками на доске. Готовые пиктограммы вывеши­ваются в кабинете.

3. Обобщение (цель — закрепление результатов). Ведущий подво- дит итоги темы, опираясь на сформулированные правила. Обсуж- дается вопрос о том, что будет, если не соблюдать то или иное пра- вило, подчеркивается их необходимость.

Занятие 4. Предметы и учителя

Необходимые материалы: мяч, цветные карандаши, лист с на­званиями школьных предметов и именами учителей.

Ход занятия

1.Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Веду­щий, опираясь на вывешенные на стене «школьные правила», На­поминает о том, как устроен школьный день. Желательно прово­дить это повторение в режиме «вопрос-ответ». Необходимо спра­шивать разных детей, а не только самых активных.

2.«Наши уроки» (цель — закрепление представлений о школьных предметах). Ведущий бросает какому-нибудь ребенку мяч и назы­вает какую-нибудь науку или школьный предмет. Если такой пред­мет изучают в первом классе, мяч нужно поймать, если нет — не ловить. Каждый верно угаданный предмет записывается на доске (печатными буквами). Важно, чтобы мячик успел побывать у каж­дого ребенка.

3.«Зачем нужны все эти уроки?» (цель — формирование позитив­ной школьной мотивации). Каждый ребенок рисует в своей тетради рисунок на тему «Что будет, если не изучать.» (предмет каждый выбирает самостоятельно). По результатам рисования все желаю­щие имеют возможность высказаться, задача остальных — угадать, какой предмет имелся в виду. Ведущий обобщает, что знания по всем предметам нужны и важны. И дают нам эти знания разные учителя.

4.«Наши учителя» (цель — закрепление знаний о школьных учите­лях). Ведущий называет школьный предмет. Те ребята, которые помнят, как зовут соответствующего учителя, должны поднять руку. Кого-то из них ведущий спрашивает. В некоторых случаях бывает нужна подсказка-намек («Имя начинается с буквы.», «Имя как у.» ит. д.).

5.Обобщение (цель — закрепление результатов). По окончании несколько желающих могут попытаться назвать всех учителей, ра­ботающих в их классе, причем ведущий каждый раз изменяет по­рядок называемых им предметов. В итоге в кабинете рядом с рас­писанием уроков вывешивается список учебных предметов с име­нами-отчествами учителей.

Занятие 5. Наш класс

Необходимые материалы: цветные карандаши. Ход занятия

1.Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Веду­щий, опираясь на вывешенные на стене «школьные правила», на­поминает о том, как зовут разных учителей. Желательно проводить это повторение в режиме «вопрос-ответ» (необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных). Но ведь в школе есть не только учителя, но и одноклассники!

2.«Желаем всем хорошего настроения!» (цель — закрепление зна­ния имен одноклассников). Ведущий называет какую-нибудь букву, а те, чье имя начинается с этой буквы, встают и на счет «три-четы­ре» хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!» Перед игрой детям можно напомнить о том, что имена бывают полные (Александр) и неполные (Саша). Задача ведущего — заранее сори­ентироваться в именах ребят, и называть буквы таким образом, что­бы каждый ребенок встал как минимум один раз.

3.«Самый умный» (цель — закрепление знаний об одноклассниках). Желающим предлагается назвать всех без исключения одноклас­сников по именам. Если забыл, как зовут, вежливо попроси напом­нить, извинись. Необходимо настойчиво пресекать возможную вер­бальную агрессию.

4. «Если бы наш класс был лучшим зоопарком.» (цель — развитие сплоченности класса, рефлексии). По цепочке ребятам предлагается ответить на вопрос о сидящем впереди: «Если бы наш класс был зоопарком, кем бы стал.? Почему?» Затем на тот же самый во- прос предлагается ответить по отношению к самому себе. Важно помнить, что наш зоопарк «лучший», поэтому называть нужно толь- ко лучшие качества (и свои, и соседа). В своей тетради каждый ри- сует ответ на вопрос «Кем все-таки в этом зоопарке стану я?» Же- лающие могут прокомментировать свои рисунки.

Необходимо пресечение вербальной агрессии. Некоторым де­тям может понадобиться помощь в поиске собственных положи­тельных качеств или качеств одноклассников.

5. Обобщение (цель — закрепление результатов). В заключении ведущий подчеркивает, что в классе собрались хорошие ребята, у которых, как выяснилось, очень много хороших качеств.

Занятие 6. Наша школа

Необходимые материалы: значки или грамоты «Знатоков школь­ной жизни».

Ход занятия

1.Вводное слово ведущего (цель — подготовка к завершению цикла занятий). Ведущий говорит о том, что сегодняшнее занятие — по­следнее. В режиме «вопрос-ответ» обсуждается, что разбиралось на этих занятиях, зачем эти занятий проводились. Кратко обобщаются полученные результаты, делается вывод о том, что все присутствую­щие стали «знатоками школьной жизни». Последний штрих — экс­курсия по школе.

2.Экскурсия по школе (цель — ознакомление первоклассников со школьным пространством). Ведущий проводит первоклассников по различным помещениям школы (актовому залу, спортзалу и разде­валкам, кабинетам средней и старшей школы, канцелярии, каби­нетам завуча и директора и т. д.), показывая, что и зачем там про­исходит. Интересным ходом может стать участие в этой экскурсии старшеклассников, которые могут показать, как работают прибо­ры в кабинете физики, как забрасывается мяч в баскетбольную кор­зину и т. д.). В любом случае, подготовка такой экскурсии требует предварительной договоренности с «хозяевами» школьных поме­щений.

3. Вручение значков или грамот (цель — психологическое заверше­ние занятий). Желательно, чтобы вручение проходило в торжествен­ной обстановке, с музыкальным сопровождением. Каждого ребен­ка нужно похвалить за какой-нибудь вклад в проведение цикла за­нятий.

03.11.2015 10:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП