СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционный класс за или против?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ухудшение экологии нашего города (загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов под влиянием производственных объектов), алкоголизация не только мужского, но и женского населения, невнимательное отношение будущих мам к своему здоровью (курение, одежда не соответствующая погодным условиям, неправильное питание, пренебрежение патронажем беременных) сопровождаются увеличением числа детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Наибольшее количество составляют дети с задержкой психического и речевого развития. Как показывает статистика, число таких детей ежегодно возрастает. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, и адаптации к школе и к социальному окружению. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Для этого в общеобразовательных школах нашего города созданы специальные классы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Прием детей в коррекционные классы осуществляется по заключению территориально-психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ТПМПК) центра « Гармония» с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов).

Почему же родителей так пугает коррекционный класс? Почему они считают, что если дети учатся в специализированном классе, то у них нет перспективы в дальнейшем образовании? Почему ребёнок с задержкой психического или речевого развития не может обучаться в массовом классе? Ответом на данные вопросы может послужить недостаточная информированность родителей о клинической картине состояния их детей, организации обучения в коррекционных классах и значении их для детей.

Для начала необходимо различать два понятия ЗПР (задержка психического развития) и ОНР (общее недоразвитие речи).

ЗПР - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем, временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа. Особенностью речи у детей с задержкой психического развития является наличие задержки речевого развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (Словарь логопедических терминов Волковой Л.С., Шаховской С.Н.). Конечно не у всех детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается задержка психического развития. Однако если ребёнок не может произнести звук, то будет нарушена слоговая структура, а это значит, что ребёнок будет иметь большие трудности в овладении письмом и чтением. Следовательно, он будет заметно отставать от своих сверстников в общеобразовательном классе. А это является одной из причин трудной социализации, порождения комплексов, замкнутости или наоборот агрессии.

Несомненно, в общеобразовательном классе учитель применяет индивидуальный подход к ученикам, но для детей с ограниченными возможностями здоровья этого мало. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Именно для этого созданы коррекционные классы в общеобразовательных учреждениях. Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном классе до 15 человек. Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным адаптированным программам. В нашем городе авторской программой обучения первой ступени детей классов КРО является программа «Школа России». Она обеспечивает усвоение содержания начального образования и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся. Обучение на второй ступени (V-IXклассы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями. После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование после положительной сдачи экзаменов.

В данном классе ребёнок чувствует себя психологически комфортно. Главная цель педагогической работы классов коррекции состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях у логопеда, а также воспитателем во время группы продлённого дня, которая обязательна для таких классов. Также ученики данного класса нуждаются и получают медицинское сопровождение. Дважды в год учащиеся проходят осмотр и лечение у психиатра. По результатам обучения ребёнок может быть неоднократно отправлен на ТПМПК, где он получает маршрутный лист посещения узких специалистов и рекомендации по обучению.

Питание детей в данных классах осуществляется за счёт государственной поддержки. Дети получают завтрак и полдник.

Перевод учеников в общеобразовательные классы осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии на протяжении всего обучения.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что дети, имеющие трудности в обучении, социализации, а также соматически ослабленные нуждаются в индивидуальном подходе и особых условиях. И какими бы принципами не руководствовались родители, выбор должен быть сделан всегда в пользу ребёнка. Ведь класс коррекции – это отнюдь не страшный приговор, которого так боятся родители, а наоборот - это возможность получать ребенком знания в том количестве, в котором он способен воспринимать. Как писал Лев Семёнович Выготский: ««Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; работать с таким ребенком нужно, опираясь не на « золотники» болезни, а на « пуды здоровья», имеющиеся у каждого ребенка»

07.04.2017 13:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП