СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Духовно-нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи:
Однако, именно православная культура является подчас фактором, вызывающим противодействие со стороны некоторых родителей. Воспринимая нравственные нормы общества, некоторые родители противятся введению основ православной культуры в образовательных учреждениях, обосновывая свою позицию принадлежностью к другой религии, либо атеистическим мировоззрением, либо какими-то другими причинами. Педагог светского образовательного учреждения обязан ориентироваться на предпочтения и пожелания семьи, так как по требованию ФГОС ДО именно родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и занимают определяющую позицию в воспитательном процессе. Однако, являясь субъектом образовательного процесса, педагог не может не транслировать свои духовно-нравственные принципы.
Краткосрочные образовательные практики предполагают свободный выбор ребенка и родителя, каждый решает сам, участвовать ли в практике духовно-нравственной направленности, либо предпочесть какое-либо другое направление из предлагаемых в ДОУ.
Нами разработан ряд краткосрочных образовательных практик направленных на приобщение детей к народной (в том числе православной) культуре, целью которых является духовно-нравственное развитие ребенка, знакомство с традициями русского народа, праздниками народного и церковного календаря: «В мире любви и доброты», «Королевство любви», «Пасхальные радости», «День матери», «Рождественская елочка», «Жаворонки из соленого теста», «Пасхальные яйца», «Пасхальное дерево», «Пасхальные посиделки», «Яблочный спас», «Рождественская звезда».
Данные практики относятся к области социально-коммуникативного развития и имеют своей целью духовно-нравственное воспитание ребенка, а также охватывают такие области, как познавательное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие. Продуктивная деятельность способствует формированию нравственных качеств ребенка и способствует его социализации. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.
-80%
© 2020, Кондакова Мария Сергеевна 474