СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативность в учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции.

Показатели креативности:

беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве.

Своей задачей в развитии указанных способностей считаю необходимостью стимулирование творческой деятельности.

 

Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем (интенсивность поисковой мотивации); - способность к генерированию большого числа идей ("беглость" мысли); - гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; - оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; - способность усовершенствовать объект, добавляя детали; - способность решать проблемы (осуществлять анализ и синтез).

 

Развитие креативных способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников.

 

Развитие креативности, т.е. творческих возможностей, формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.

 

Проблемное обучение.

Проблемное изложение учебного материала заключается в том, что учитель сам ставит проблемы, сам их решает и делает выводы. Изложить материал проблемно - это значит, не изменяя существенной информации, по возможности максимально усилить ее эмоциональную сторону (путем создания проблемной ситуации), преобразовав по мере необходимости структуру материала.

Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:

- столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;

-  созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся.

Использую такие вопросы как: "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?", «Сколько весит тело, когда оно падает?», « Какая вода быстрее закипит: сырая или кипяченая?», «Все ли тела падают на Землю одновременно?».

Игровые элементы на уроках физики.

Игровые технологии.

Одним из способов активизировать познавательную деятельность учащихся, развить интерес к физике, к самостоятельному ее изучению является использование игр, коллективно-групповых форм работы на уроке. Цель таких уроков – повторить и систематизировать материал темы или ее части. Как показала практика,  уроки-игры отличаются коллективистской атмосферой: каждый участник игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом, обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Каждый пытается вместе с командой найти решение, его усилия дополняются усилиями других, возникает эффект сопричастности к делу. Игра вызывает положительные эмоции, радость познания. Конечно, и от учителя требуется быстрота реакции, эрудиция, объективность, ну и доброжелательность.

В процессе игры реализуются также принципы:

-  психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома");

-  вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант),

- креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Игры, использованные мною: в 7-ом классе провожу урок-сказку «Первоначальные сведения о строении вещества», в старших классах: «Выйди из круга», «Исследование глубин», «Строительство». Идея игр взята из круговых примеров по математике для учащихся начальной школы.

На уроках использую игровые моменты. Примером игрового элемента, доступного для использования практически на каждом уроке, является игра «Верю – не верю». Это – своеобразный фронтальный опрос теории, в ходе которого учителем произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения (например, поднятием карточек зелёного или красного цвета).

Другим примером игрового момента служит загадка. Язык загадки точен и лаконичен, загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено физическим процессам, с которыми приходится учащимся знакомиться при изучении темы той или ной темы.

Примеры  загадок, поговорок и сказок на уроках физики, которые могут быть использованы как эвристические и проблемные:

1. К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество! Это... (электричество).

2. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).

Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова "Лебедь, рак и щука", пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что "воз и ныне там".

При изучении оптики (о солнечном затмении): «Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю, Солнце дорогу ему тьмой заступило» («Слово о полку Игореве».)

Еще один вариант- написание сказки. Один из видов заданий заключается в том, что учитель предлагает ребятам войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку, куда необходимо "вплести" главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. Известно, что сказки обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям.

Примеры сказок: «Мир без трения»; «Если исчезнет время»; «Удивительный электрический ток».

Как вариант - стихи. По физике такой вид деятельности ученики используют редко, например о массе. А вот на природе мы пишем сенканы о воздухе, воде, погоде.

Для оживления урока использую различные интересные факты и заметки. К примеру, рассказывая о барометрах, пользуюсь заметкой о необычном "барометре", находящемся в английской деревне Спаслоу, который предсказывает погоду за много часов вперед и, в отличие от синоптиков, никогда не ошибается. Это колодец, который начинает свистеть задолго до перемены погоды. А перед приходом циклона он воет. В боковой стенке колодца сделано узкое отверстие, через которое проходит воздух. Т.о. по "тембру" звучания колодца жители деревни всегда точно знают об изменениях погоды.

Изучая в разделе "Оптика" спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).

Нельзя обойти вниманием и составление кроссвордов, тестов, ребусов. Кроссворды из 10-12 слов учащимися составляются дома после прохождения темы.

Еще один пример игровой деятельности: запоминание формул. Сила Архимеда: РОЖЕВЕ( F=  ρ g V), давление жидкости: РОЖА Ж( p = ρ g h ), масса вещества при электролизе: КИТ (  m = k I t ), скорость вращения:  2 ПЕНЬЮАРА ( v = 2 π ν R ).

Категория: Физика
09.01.2015 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!