© 2023 197
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В век компьютеризации, стремительных преобразований, глобальной «перестройки» от молодого поколения требуется не просто действовать шаблонно, по какому-то образцу, а применять творческий подход к решению разнообразных задач. Именно поэтому, на мой взгляд, одной из важных задач образования на современном этапе становится не только и не столько овладение определенной системой знаний, умений и навыков, сколько развитие творческого (креативного) мышления. Именно в творчестве содержится источник самореализации и саморазвития личности человека. Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Что же такое креативное мышление?
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации нестандартным путем. Такая способность была названа креативностью (творческим мышлением). По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку.
Главное в творчестве – это включение воображения для решения какой-либо образовательной задачи. Именно такую творческую активность и должен пробудить учитель в каждом ученике. Когда работает воображение, фантазия, ребенок начинает по-другому видеть, чувствовать, действовать. Он не может отмалчиваться, бездействовать. Образы, созданные воображением, конкретизируются, материализуются в ходе практической деятельности.
Безусловно, для развития креативного мышления необходимо применение современных педагогических технологий.
КРОССЕНС (в переводе с английского языка – «пересечение смысла») представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития креативного мышления. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом», ассоциативной головоломкой нового поколения.
Технология кроссенса может использоваться на различных этапах учебной деятельности. Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась кроссенсом урок, а хочешь – поставь точку с его помощью на внеурочном занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием. Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
КАК РАБОТАЕТ КРОССЕНС
Для учителя:
– проверка домашнего задания (рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
– формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
– раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
– обобщение материала, закрепление (состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
– организация групповой работы (составление на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
– творческое домашнее задание (составление на заданную тему, по исторической личности или эпохе);
– построение структуры урока (9 элементов могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине) и т.д.
Для ученика:
– отражение глубины понимания учеником заданной темы;
– развитие логического и образного мышления;
– повышение мотивации;
– повышение уровня собственной эрудиции;
– поиск интересного дополнительного материала
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КРОССЕНСА:
– Определение общей идеи.
– Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
– Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
– Выделение элементов, имеющих 3 и более связей.
– Концентрация смысла в одном элементе (центр).
– Выделение особенностей каждого элемента.
– Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
– Замена прямых образов и ассоциаций символическими.
– Построение ассоциативной связи между образами элементов.
– Выход на новый уровень.
© 2023 197