СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Результаты освоения курса:
Выделяются три уровня планируемых результатов.
ПРВЫЙ - приобретение мл. школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран, народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.
ВТОРОЙ – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
ТРЕТИЙ – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Учащиеся должны овладеть умениями:
- общаться со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
- быть доброжелательными, выдержанными, внимательными, вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями;
- пользоваться словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания;
- пользоваться различными источниками информации; составлять сообщение на основе текстового и иллюстративного материала;
- сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов;
- делать выбор модели поведения в конкретной ситуации
2.Содержание программы
Над российскими просторами(16ч.)
* Отечство: старое, новое, вечное. Понятия «отечество», «отчизна», «родина».Соотечественники. Природа, общая культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Разнообразие природы России. Россияне. Созидательный труд на благо родины. Народное искусство. Народные мастера.
* Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию. Отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники.(М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, Ю.А.Гагарин и др.), культуры и искусства(И.Федоров, А.С. Пушкин, П.И. Чайковский и др.), известные педагоги(К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили и др.), прославленные полководцы( А.В. Суворов, К.Минин, Д. Пожарский), известные спортсмены(А.А. Алехин и др.).
*Наше государство – Российская Федерация. Понятие «государство», его признаки. Символы государства: флаг, гимн, герб. Глава государства. Государство Российская Федерация, его столица, флаг, гимн. История флага и герба России. Название нашего государства в различные исторические периоды. Города России, их гербы. Органы управления государством. Президент. Государственная Дума. Правительство.
* Сто народов- одна страна. Россия как федерация, её состав. Государственное устройство Российской Федерации. Республики, входящие в состав России, их столицы. «Большая» и «малая» родина. Соседи Нижегородской области. Россия- многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный. Статья конвенции о правах ребенка: « В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами.»
* По родной стране. Обобщающее занятие в форме устного журнала. Страницы устного журнала «По тропинкам Родины» ( стихи, песни, загадки, рисунки, репродукции картин природе России, родного края); «Юному гражданину»(викторина «Знаешь ли ты государственные символы России?», подведение итогов игры «Государство»); «Клуб путешественников»( воображаемое путешествие по России); «Культура разных народов» ( игры, песни, танцы, инсценировки сказок народов России); «В мастерской народного умельца»(выставки изделий народных мастеров и детских поделок с народными орнаментами).
*Законы, по которым мы живем. Закон. Различные смыслы слова «закон». Семейные и школьные законы и правила. Законы государства. Конституция Российской Федерации- основной закон страны. Права и обязанности граждан. Представление о правовом государстве (на материале сказок).
* Моя малая родина. Малая родина- место, где человек родился и живет. Наш город(наше село). История малой родины. Достопримечательности и природа родного края. Известные земляки. Представление результатов проектной деятельности детей по теме: «Моя малая родина».
*Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа. Праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, государственный, религиозный. Библейский рассказ «Рождество Христово». Семейные традиции празднования Рождества. Обычаи и народные забавы на Святки: ряжение, колядование, гадание, игры.
* Новый год и Рождество. Детско-родительский праздник, посвященный Новому году и Рождеству.
Тепло родного очага(18ч)
*В поисках счастья. Основные права человека. Конвенция о правах
ребенка. Статья конвенции «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь». Понятие «счастье». Символы счастья. Жар-птица, как символ счастья у русского народа. Образы счастья в произведениях писателей и художников. Счастье и радость как ценности человеческой жизни.
*Сохраняя прошлое. Человек и время. Память как основа сохранения человеческого рода. Лента времени. Старина, память о прошлом, способы сохранения памяти о прошлом. Связь настоящего, прошлого и будущего. Памятные семейные даты. Пожелания будущим поколениям.
*Мировое древо. Представления о времени и пространстве в мировой мифологии. Мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего. Дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов. Загадки, сказки, стихи, песни о деревьях.
*Моя родословная. Род и родословие. Предки и потомки, поколения. Родовое древо великих людей( на примере А.С.Пушкина). генеалогическое древо каждого ученика. Реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи. Семейный герб.
*Наша школьная семейка. Ценность образования в жизни человека. Статья Конвенции о правах ребенка: « Каждый ребёнок имеет право на образование». Представление о школе прошлого. Воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своей школьной жизни. Уважение к труду учителя. Педагоги – гуманисты В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Школьный класс как вторая семья. Дружеские отношения – «генеалогическое древо», основа жизни класса. Традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе.
* Моя школа, мой класс. Обобщающее занятие в форме игр, упражнений и заданий на сплочение коллектива. Презентация результатов проектной деятельности по теме « Моя школа, мой класс» или по теме «Школа будущего».
* Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Сказка М. Метерлинка « Синяя птица». Представление о настоящем Человеке. Рассказ В. А Сухомлинского « Обыкновенный человек». Осознание ребёнком себя как надежды Отечества. Самопознание. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Необходимость самовоспитания.
*Слышу голос из прекрасного далека. Мечты о будущем: кем и каким ты хочешь стать. Знакомство с различными профессиями. Ценность любого труда. Влияние любимого дела на выбор будущей профессии. Семейные профессиональные династии. Качества, необходимые для выполнения социальных ролей во взрослой жизни, в будущей семье. Подготовка к будущей профессии.
*В кругу родном и тесном. Нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение. Статья Конвенции о правах ребенка: « Каждый ребёнок имеет право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи. Взаимоотношение в семье: уважение к старшим, забота о младших, вежливость, взаимопонимание, взаимопомощь. Права и обязанности детей по отношению к своим родственникам. Ответственное отношение детей к домашним обязанностям.
* Семейные традиции. Традиции семьи: праздники, ритуалы, сохранение реликвий, домашние обязанности, правила взаимоотношений. Обычаи гостеприимства у разных народов. Правила гостеприимства. Семейный фотоальбом. Представление результатов проектной деятельности по теме: «Традиции моей семьи».
*Что в сердце бережно храним. Обобщающее занятие в форме экскурсии по « дому-музею», в котором есть выставка семейных реликвий, выставка рисунков и поделок, изображающих мировое древо; уголок «Моя родословная»; летопись класса, в которой собраны рассказы о его жизни, написанные детьми; коллективное письмо-послание будущим школьникам; уголок сказки, где будут проходить инсценировки сказок, сочинённых детьми; уголок семейных традиций.
3. Учебно – тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
В поисках счастья. |
1 |
|
|
Сохраняя прошлое. |
1 |
|
|
Мировое древо. |
1 |
|
|
Моя родословная. |
1 |
|
|
Наша школьная семья. |
1 |
|
|
Я- надежда отечества. |
1 |
|
|
Слышу голос из прекрасного далека. |
1 |
|
|
В кругу родном и тесном. |
1 |
|
|
Что в сердце бережно храним. |
1 |
|
|
Отечество старое, новое, вечное. |
1 |
|
|
Отчизны славные сыны. |
1 |
|
|
Наше государство- Российская федерация. |
1 |
|
|
Сто народов- одна семья. |
1 |
|
|
Законы, по которым мы живем. |
1 |
|
|
Без праздника нет народа. |
1 |
|
|
По родной стране. |
1 |
|
|
Мы и наши соседи. |
1 |
|
18-19. |
Аист на крыше. |
2 |
|
20-21. |
У янтарного моря. |
2 |
|
22-23. |
В горах Кавказа. |
2 |
|
24-25. |
Многоцветные краски востока. |
2 |
|
26. |
Фестиваль встречи. |
1 |
|
27. |
Я взрослею. |
1 |
|
28-29. |
Таинственный мир знаний. |
2 |
|
30-31. |
Пора в путь- дорогу. |
2 |
|
32. |
Приглашаем в театр. |
1 |
|
33. |
Досуг-дело серьезное. |
1 |
|
34. |
Парк чудес и открытий. |
1 |
© 2017, Манченко Светлана Владимировна 754