СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели:
Обучающая: Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.
Развивающая: Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.
Воспитывающая: Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры. Задачи: 1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.
4. Формировать представление о целостной картине мира. 5. Развивать творческую активность, чувство прекрасного.
Оборудование:
Зрительный и музыкальный ряд:
Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги» Что я видел в Эрмитаже»
Оформление доски:
Эпиграф:
«О, Греция!
Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!» Гомер
Слова на доске:
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, хитон, гиматий.
Термины:
Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик
Вазопись – амфора, килик,, кратер, лекиф, гидрия и т.д.
Орнамент - (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо
Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий
Техники росписи (чернофигурная и краснофигурная);
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.
Структура урока:
1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний. 3. Изложение нового материала 4. Закрепление, практическая работа. 5. Подведение итогов Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческая вазопись». На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре, познакомимся с греческой вазописью, особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы, используя знания, полученные на предыдущем занятии.
Обратите внимание на эти слова (читаю): Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, хитон, гиматий.
Подумайте, что объединяет эти слова? Какую страну считают родиной всех этих понятий? Грецию. А почему?
- Олимпиада была придумана греками. - Театр зародился в Древней Греции. - У греков богатая мифология. - Костюмы древних греков
Древние греки, античные греки, многим прославились греки навеки. Даже порой удивленье берёт: ну до чего знаменитый народ! Храбро с врагами они воевали, мудрые мифы они создавали (с детства знакомы любому из нас и Прометей, и Геракл, и Атлас). Древние греки моря бороздили, время для спорта они находили, и Олимпийские игры они тоже придумали в давние дни! Строили греки театры и храмы, ставили греки комедии, драмы. А посмотрите теперь, каково Было гончарное их мастерство!
III. Изложение нового материала
- На прошлом уроке мы познакомились костюмами древней Греции, узнали об одежде, о головных уборах. Сегодня мы познакомимся с керамикой древней Греции(термин-керамика.
Показ презентации «Керамика древней Греции»
- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары? («Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделие из обожженной глины).
Рассказывает уч-ся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово "керамика”. Что означает это слово? Ученики. Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Овальные амфоры (рисунок 1) с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда. Изящные гидрии (рисунок 2) – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы. Объемистые кратеры (рисунок 3) с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков. Плоские, с ножкой и двумя ручками, килики (рисунок 4) – чаши для питья. Высокие, удлиненные лекифы (рисунок 5) – для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши.
Вопрос: Что означает слово «керамика»?
Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?
Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.
Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.
Кирик - широкая чаша с ручками для вина.
Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.
Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.
А как эти предметы можно назвать одним словом?
Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке- «ВАЗЫ»
По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ» На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющийся рисунок.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Канфар (рис 1.) – чаша для вина.
Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.
Объемный кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.
Изящная гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф, (рис.5) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»
Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.
Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)
Пелика – сосуд для хранения.
Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)
Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
(Очень распространен был меанд – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.
Бутон лотоса. – символ жизни.
Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.
Орнамент –изображение Солнца. Это – знак солнечного колеса, свастика. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. Это древнейший тип солнечного орнамента.
Орнамент пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
Вопрос: Посмотрите по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять четыре стиля вазописи
Виды орнамента:
Показ презентации «Керамика древней Греции»
(геометрический стиль) В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент
1) 2) 3)
(ковровый стиль) В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы.
Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца
(чернофигурный стиль) Во второй половине VI в. до н. э.первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 2оо лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными.
(краснофигурный стиль)
Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики., который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.
Сюжеты древнегреческих ваз
В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика.
Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.
Чтение стихотворения О. А. Тарутина «Античные вазы» из сб. «Что я видел в Эрмитаже».
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!» - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
1V Закрепление, практическая работа.
Задание. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись, но только так, чтобы, глядя на вазу, мы сразу догадались, что вы хотели изобразить.
Вопрос: С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы?
Ответ:
Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном, используя геометрические узоры (меандр, пальметта - на доске) К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы.
(Вопросы на доске.)
V. Выполнение задания
VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись с красивыми вазами.
Вопрос: Какие виды ваз мы с вами увидели?
Ответ: Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….
Вопрос: С какими стилями вазописи мы с вами познакомились?
Ответ: Геометрический стиль, ковровый стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.
Вопрос: Какие цвета использовались в вазописи?
Ответ: Красный и черный.
Вопрос: Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля?
Ответ: По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения
Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы).
© 2015, Высочина Елена Дмитриевна 1724