Термин «Образование» по Ожегову обозначает: обучение, просвещение; образование – это совокупность знаний, полученных специальным обучением. К специальному обучению мы относим изучение языка, которому выпала необыкновенная судьба и который сыграл важную роль в истории Европы и всего мира. Этот язык называется латинским (Lingua Latina) потому, что когда-то, около 3 тысяч лет тому назад, на нем разговаривали латиняне – небольшой народ, живший в низовьях реки Тибр в Италии.
В V веке нашей эры, после многочисленных набегов варварских племен с севера, Римская империя пала, Рим был завоеван и разрушен, а на месте бывших римских провинций стали формироваться новые народности и государства. Переход к Средневековью означал во многом конец и забвение достижений античной культуры. На латинском языке писали международные договоры, вели переговоры, обучали в школах и университетах, сочиняли стихи и хроники, возносили в церквах молитвы. От Вислы до Гибралтара и от Ирландии до Сицилии именно латынь связывала в единое целое и формировало то, что в наше время называется Европой.
Лишь к XVIII веку латынь оказалась вытесненной из обихода европейских народов их национальными языками, но и в последующие века она хорошо применялась в науке, религии и дипломатии.
В настоящее время латынь продолжает сохранять некоторое значение в медицине, биологии, отчасти в юридической науке и католической церкви.
По существующей классификации, латынь относят к так называемым «мертвым» языкам, т.е. на ней не говорит ни один из народов. Так зачем же нужна она современному человеку в век освоения космоса и генетики, компьютеризации и иных технических «чудес» нашего времени?
Для чего дети изучают латынь в сельской Ромненской средней школе уже 16 лет? Чем помогает «мёртвый» язык современному ученику социализироваться в обществе? Не спешите вслед за А.С.Пушкиным сказать: «Латынь из моды вышла ныне…» – и отнестись к её изучению как к старомодному чудачеству.
Прежде всего, напомним, что в нашей стране после Петра I Великого латинский язык вплоть до Октябрьской революции 1917 года занимал, а в большинстве зарубежных европейских стран и до сих пор занимает одно из самых почётных мест в программе гуманитарных «классических» гимназий. Владение латинским языком всегда считалось и считается основой европейской образованности. Зная латынь, человек получает ключ к огромным пластам и богатствам культуры античности, Средних веков и Возрождения.
Кроме того, если латынь и «мертва», то ее «смерть» была прекрасной – она «умирала» тысячу лет и обогатила собой большинство европейских языков, став основой для одних (итальянского, испанского, французского, португальского, румынского, молдавского и некоторых других) и одарив сотнями и тысячами слов и терминов другие языки. Это факт, что большинство терминов любой науки, дипломатии, образования, культуры, религии, политики и т.д. происходит из латинского языка. И русский язык не избежал этого влияния. В этом вы убедитесь, прочтя текст, где выделены слова латинского происхождения:
«Директор школы вручает в классе аттестаты зрелости абитуриентам, которые затем сдают экзамены в институты. Ректор университета, деканы исторического, экономического, юридического и филологического факультетов, а также профессора, доценты, доктора и кандидаты наук, работающие на кафедрах факультетов, читают студентам и аспирантам в аудиториях курсы лекций и проводят специальные семинары по литературе, истории, античной культуре, лингвистике, политической экономии капитализма и социализма и другим гуманитарным дисциплинам».
Как вы сами видите, «мёртвая» латынь продолжает жить и в новых языках; каждый день мы употребляем в нашей речи множество слов, не подозревая, что их подарила нам латынь: минута, продукт, фрукт, плюс, форма, линия, материя, январь, мотор, интерес, фабрика и многие другие. Отсюда проистекает ещё одно преимущество, которое имеет владеющий этим языком: он может осознанно воспринимать и использовать многочисленные термины большинства наук, и ему будет во много раз легче выучить любой другой европейский язык.
Такую возможность с 1993 года имеют наши дети благодаря прогимназическим классам.